единственной объединяющей основы пространственное или механическое соседство. Свалка, куда набросали самые разнообразные предметы: обрывки бумаги, битые бутылки, пустые банки, старое тряпье, отслужившие свой срок ложки, провода, мусор, мебель, зола, головешки, ставшие ненужными инструменты, — вот образец такой комбинации. Все эти вещи были просто сметены в кучу или свалены в это место — и это единственное, что их связывает. Другой пример — захламленный чердак, на котором пылится куча самых разнообразных вещей. То же самое можно сказать и по поводу пространственной конгломерации различных архитектурных стилей, и по поводу научных дискуссий о различных социальных проблемах, опубликованных в одном сборнике, но логически не связанных друг с другом. Два листка бумаги (скажем, страница из «Государства» Платона и реклама автомобильной компании), склеенные вместе и составляющие бессмысленное механическое соединение; деревяшка, непонятно зачем прибитая к развалившемуся башмаку; ионическая или коринфская колонна9, приделанная к гаражу с плоской крышей и не играющая никакой архитектурной, эстетической или конструктивной роли, — эти и сотни подобных комбинаций являются примерами пространственных и чисто механических скоплений различных объектов культуры и ценностей. То, что антропологи называют культурным кругом (culture area)I0, на деле часто оказывается не более чем пространственным соседством характерных черт и элементов означенного выше круга.
|
|
В. Косвенная ассоциация под воздействием общего внешнего фактора. Объединение является более тесным в тех случаях, когда два (или более) элемента культуры, граничащие в пространстве, но не имеющие функциональной или логической связи, оказываются все-таки связанными друг с другом благодаря тому, что каждый из них соединен с неким общим фактором, внешним по отношению к ним обоим (или ко всем). Так, например, в России, на севере Вологодской губернии", бок о бок существуют такие элементы культуры: водка, лыжи, которыми крестьяне пользуются в зимнее время, избы из толстых бревен, большие печи; валенки, зимние посиделки по вечерам, на которые собираются девушки и парни в доме каждого из них по очереди; игры, пение, ухаживание. Ни один из этихэлементов не связан с другими — ни логически, ни функционально. Для распития водки не нужны ни лыжи, ни валенки; валенки не предполагают необходимости печки или особых форм вечернего зимнего развлечения. Но все эти
формы а проблемы культурной интеграции 37
характерные элементы несомненно связаны с общими климатическими условиями региона, с его долгими и холодными зимами. Каждый элемент, благодаря его связи с климатическим фактором, косвенным образом связан также и с другими. В итоге мы имеем соединение разнородных элементов культуры, связанных Не только пространственно, но и посредством общего для них внешнего фактора. Вот то объединение, о котором толкуют многие социологи и антропологи-интегралисты.
|
|
С. Причинное, или функциональное единство. Таким единством называется комбинация элементов культуры, при которой они образуют единое причинное (или функциональное) целое. Обычно, если это элементы «материальные», их функциональное единство добавляется к пространственному соседству и внешнему единству, но не всякая пространственно-соседская или внешне связанная комбинация предметов окажется и функционально целостным единством. Детали автомобиля, разложенные на полу завода или упакованные в ящик, до того как они будут собраны в единое целое — готовый автомобиль, — являются всего лишь пространственным соединением. Когда же они собраны в единое целое, их соединение превращается в функциональное и работает так, что каждая существенная деталь зависит от остальных. То же самое можно сказать о доме по сравнению с совокупностью материалов, из которых он построен: камня, цемента, кирпичей, бревен, краски, гвоздей и т. д. Сложенные вместе на одном дворе эти элементы образуют всего лишь груду соприкасающихся частей. Когда же дом построен, то все это превращается в структурное и функциональное единство.
Подобным же образом причинное или функциональное единство являет собой и белее высокую степень интеграции, нежели некое множество элементов, не только соседствующих в пространстве, но и связанных друг с другом баагодаря общему внешнему фактору. В функциональной совокупности части, как правило, связаны друг с другом непосредственно или же — если они связаны косвенно — при помощи особых внутренних «центров», которые ближе им по своей природной сути, чем это бывает при чисто внешней интеграции. Не каждая клетка организма и не всякий болт автомобиля прямо или непосредственно связаны со всеми остальными клетками или деталями машины. Но все клетки непосредственно связаны через нервную систему, систему кровообращения, °рганы тела — точно так же, как болты или другие детали