Часть 1. Введение. соединены благодаря единому каркасу автомобиля, системе электропитания и т

соединены благодаря единому каркасу автомобиля, системе электропитания и т. д. Эти объединяющие факторы являют­ся чисто внутренними факторами самой системы.

Но упрощенные примеры, которые мы рассмотрели, разуме­ется, не исчерпывают всех проблем, связанных с функциональ­ной интеграцией элементов культуры. Эта область намного шире и гораздо сложнее. Чтобы это было понятно, следует ука­зать несколько диагностических критериев функциональных взаимоотношений между элементами культурной конфигура­ции. Если сформулировать просто, то они состоят главным об­разом из осязаемой, заметной, фиксируемой непосредственной зависимости (взаимной или односторонней) переменных величин или элементов друг от друга или от системы в целом. Если за пере­менной А всегда следует В (при одних и тех же условиях и в дос­таточно большом числе случаев, так что простая случайность ис­ключается), мы говорим, что они находятся в функциональной взаимосвязи. Это означает, что любой культурный синтез сле­дует считать функциональным, когда, с одной стороны, устра­нение одного из важных элементов заметно влияет на функции (и, как правило, на структуру) остального синтеза; и когда, с дру­гой стороны, отдельный элемент, будучи перенесен в совершенно иную комбинацию элементов, или не может существовать или должен радикально измениться, чтобы стать ее частью. Таков симптоматический барометр внутренней интеграции — барометр, который просто применяет принцип причинности или функцио­нализма в каждом конкретном случае.

Теперь можно легко понять глубокую разницу между про­стым пространственным соседством, между внешним соедине­нием и органическим синтезом функционального целого. Болт или рессора, взятые из несобранной груды автомобильных дета­лей, не изменят эту груду существенным образом. Но если их изъять из готового автомобиля, это может полностью нарушить его работу. Более того: болт или рессора и сами ничуть не изме­нятся, если взять их из груды несобранных деталей, но если их вынуть из машины, в которой они выполняют важную функ­цию, то они эту функцию полностью утратят.

Теперь перейдем к более сложным примерам. Можем ли мы, скажем, перенести фондовую биржу Уолл-Стрита12 из современ­ной экономической организации капиталистического типа на острова Тробриан?13 Ответ гласит, что, коль скоро это будет сде­лано, капиталистическая система экономики не сможет здесь нормально функционировать из-за отсутствия фондового рын-

i формы и проблемы культурной интеграции 39

Ка и поэтому среди жителей Тробриан Уолл-Стрит не имеет ни малейшего шанса на существование или вообще выживание в той форме, в какой он существует в Соединенных Штатах. Это означает, что фондовая биржа является неотъемлемой частью именно американской экономической модели. Или другой при­мер. Предположим, мы взяли бы парламентскую систему в ее английском варианте, с принципами договорных отношений, равенством всех граждан перед законом и другими демократи­ческими постулатами викторианской Англии14 и пересадили бы ее в индийское кастовое общество. Результат оказался бы столь же плачевным: демократическая правовая система вряд ли смог­ла бы быть привита к социально-кастовому строю, да еще и в неизменной форме. Она либо погибла бы, либо была бы ради­кально изменена. С другой стороны, без своих удаленных элемен­тов остаток викторианской демократической общественно-по­литической системы вряд ли смог бы функционировать как прежде. Между прочим, даже в странах континентальной Евро­пы, в которых конфигурация культурных элементов отличается от английской в меньшей степени, нежели индийская» парламент­ская система никогда не функционировала так, как она функци­онирует в Англии. Чтобы почувствовать разницу, достаточно бро­сить беглый взгляд на историю парламентаризма в Германии, Австрии, России или Италии.

Короче говоря, в любом культурном пространстве, представ­ляющем собой совокупность свойств, образцов, объектов и цен­ностей, из которых оно состоит, есть сочетания, образующие некую функциональную целостность.

Нет необходимости подчеркивать тот факт, что степень функ­ционального единства или функциональной взаимозависимости не везде одинакова: в разных конгломерацчях эта степень раз­лична. В одних случаях это чрезвычайно крепкое единство, в Других — несколько слабее, в третьих оно незаметно превраща­ется в простое внешнее соединение или даже всего лишь в про­странственное соседство.

В социологии и других общественных науках существует мно­жество теорий, пытающихся описать и истолковать культуру во­обще как функциональное единство. Все эти теории, которые берут некую специфическую переменную, являющуюся неотъем­лемым элементом культуры (будь то способ производства, техни­ка и изобретательство, религия, нравы, наука и искусство, филосо­фия или формы политического правления), и пытаются «объяснить»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: