соединены благодаря единому каркасу автомобиля, системе электропитания и т. д. Эти объединяющие факторы являются чисто внутренними факторами самой системы.
Но упрощенные примеры, которые мы рассмотрели, разумеется, не исчерпывают всех проблем, связанных с функциональной интеграцией элементов культуры. Эта область намного шире и гораздо сложнее. Чтобы это было понятно, следует указать несколько диагностических критериев функциональных взаимоотношений между элементами культурной конфигурации. Если сформулировать просто, то они состоят главным образом из осязаемой, заметной, фиксируемой непосредственной зависимости (взаимной или односторонней) переменных величин или элементов друг от друга или от системы в целом. Если за переменной А всегда следует В (при одних и тех же условиях и в достаточно большом числе случаев, так что простая случайность исключается), мы говорим, что они находятся в функциональной взаимосвязи. Это означает, что любой культурный синтез следует считать функциональным, когда, с одной стороны, устранение одного из важных элементов заметно влияет на функции (и, как правило, на структуру) остального синтеза; и когда, с другой стороны, отдельный элемент, будучи перенесен в совершенно иную комбинацию элементов, или не может существовать или должен радикально измениться, чтобы стать ее частью. Таков симптоматический барометр внутренней интеграции — барометр, который просто применяет принцип причинности или функционализма в каждом конкретном случае.
|
|
Теперь можно легко понять глубокую разницу между простым пространственным соседством, между внешним соединением и органическим синтезом функционального целого. Болт или рессора, взятые из несобранной груды автомобильных деталей, не изменят эту груду существенным образом. Но если их изъять из готового автомобиля, это может полностью нарушить его работу. Более того: болт или рессора и сами ничуть не изменятся, если взять их из груды несобранных деталей, но если их вынуть из машины, в которой они выполняют важную функцию, то они эту функцию полностью утратят.
Теперь перейдем к более сложным примерам. Можем ли мы, скажем, перенести фондовую биржу Уолл-Стрита12 из современной экономической организации капиталистического типа на острова Тробриан?13 Ответ гласит, что, коль скоро это будет сделано, капиталистическая система экономики не сможет здесь нормально функционировать из-за отсутствия фондового рын-
i формы и проблемы культурной интеграции 39
Ка и поэтому среди жителей Тробриан Уолл-Стрит не имеет ни малейшего шанса на существование или вообще выживание в той форме, в какой он существует в Соединенных Штатах. Это означает, что фондовая биржа является неотъемлемой частью именно американской экономической модели. Или другой пример. Предположим, мы взяли бы парламентскую систему в ее английском варианте, с принципами договорных отношений, равенством всех граждан перед законом и другими демократическими постулатами викторианской Англии14 и пересадили бы ее в индийское кастовое общество. Результат оказался бы столь же плачевным: демократическая правовая система вряд ли смогла бы быть привита к социально-кастовому строю, да еще и в неизменной форме. Она либо погибла бы, либо была бы радикально изменена. С другой стороны, без своих удаленных элементов остаток викторианской демократической общественно-политической системы вряд ли смог бы функционировать как прежде. Между прочим, даже в странах континентальной Европы, в которых конфигурация культурных элементов отличается от английской в меньшей степени, нежели индийская» парламентская система никогда не функционировала так, как она функционирует в Англии. Чтобы почувствовать разницу, достаточно бросить беглый взгляд на историю парламентаризма в Германии, Австрии, России или Италии.
|
|
Короче говоря, в любом культурном пространстве, представляющем собой совокупность свойств, образцов, объектов и ценностей, из которых оно состоит, есть сочетания, образующие некую функциональную целостность.
Нет необходимости подчеркивать тот факт, что степень функционального единства или функциональной взаимозависимости не везде одинакова: в разных конгломерацчях эта степень различна. В одних случаях это чрезвычайно крепкое единство, в Других — несколько слабее, в третьих оно незаметно превращается в простое внешнее соединение или даже всего лишь в пространственное соседство.
В социологии и других общественных науках существует множество теорий, пытающихся описать и истолковать культуру вообще как функциональное единство. Все эти теории, которые берут некую специфическую переменную, являющуюся неотъемлемым элементом культуры (будь то способ производства, техника и изобретательство, религия, нравы, наука и искусство, философия или формы политического правления), и пытаются «объяснить»