Часть 1. Введение. ностей, которые не повторяются

ностей, которые не повторяются. На самом деле, не только ис­торические и социальные явления, но и явления неорганическо­го и органического мира в известном смысле также уникальны. Вероятно, не существует двух совершенно одинаковых капель воды, двух клеток, двух организмов, даже двух атомов или элек­тронов. Тем не менее это не означает, что явления органическо­го и неорганического мира не имеют схожих, повторяющихся черт, которые могли бы изучаться физикой и химией.

Так же обстоит дело и с процессом общественной жизни и че­ловеческой истории. Мы можем, если захотим, отыскать только неповторимые черты этих процессов, но можем найти и немало повторяющихся аспектов. Вероятно, единообразие этих повто­рений не столь жесткое, как в неорганическом мире. Однако оно достаточно существенно, чтобы признать сходство данного явле­ния с теми, которые были до или после, здесь или там.

Великая симфония жизни «делает ставку» на бесчисленное количество отдельных процессов, каждый из которых, подобно морской волне, повторяется только во времени или только в пространстве, или и в пространстве и во времени, периодически или не периодически, с короткими или длинными интервалами. Долго ли, коротко ли, в одной и той же социальной системе или в разных, будь то процесс количественный или качественный, или же это перемещение в пространстве, или процесс, идущий во всех этих направлениях, — но он достигает своей «точки на­сыщения», после чего зачастую идет в обратном направлении. Экономические процессы без конца колеблются между процве­танием и депрессией, обогащением и обнищанием; жизненные процессы — между рождением, смертью, браком, разводом, — все они испытывают свои «взлеты и падения», которые стано­вятся порой монотонно однообразными. Преступление и раз­врат, вера и безверие, социальная стабильность и мятеж — по­вторяются бесконечно. Социальные системы — ассоциации, организации, учреждения — постоянно повторяют процессы вербовки, перестановки, увольнения своих работников, созда­ния, роста и распада. И так обстоит дело почти со всеми соци­альными явлениями и процессами.

Сказанного, наверное, достаточно, чтобы читатель заметил, что приверженцы концепции уникальности процессов социальной жиз­ни и человеческой истории увидели только одну сторону монеты и забыли о другой.

Гораздо более сильный аргумент, фактически опровергаю­щий теорию уникальности, состоит в том, что позиция ее сто-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: