римлянина Z или еще какого-нибудь римлянина, или же он собирается описать римскую религию вообще, какой она была среди тех или иных слоев римского общества? Его концепция уникальности подтвердилась бы только в том случае, если бы он описал религиозные верования определенных индивидов, взятых по отдельности. Ясно, что такая задача невыполнима применительно ко всем индивидам римского общества. Если бы «уникалист» ограничился одним, пятью, десятью римлянами, то его работу нельзя было бы назвать описанием римской религии вообще, потому что это будет религия лишь нескольких разных индивидов, а не сотен тысяч, каждый из которых, согласно тезису, также уникален. Более того, адекватное описание даже этих десяти римлян — а хотя бы и одного — оказалось бы невозможным, поскольку вера любого человека изменяется в течение его жизни, от детства к старости. Поэтому даже в индивиде каждый момент религиозной веры уникален. С учетом этих обстоятельств наш «уникалист», чтобы быть последовательным, не должен говорить или писать о религии того или иного индивида вообще, он может иметь дело только с религией такого-то, имярек, в возрасте 7 лет 4 месяцев 23 дней 7 часов 53 минут и 24 секунд. Но это только начало. Теперь он должен регулярно фиксировать наблюдения за религиозными чувствами этого индивида с интервалами в год, месяц, день, может быть даже час, — во всяком случае с интервалами не больше нескольких лет. Не выполнив эту нереальную задачу — нереальную даже относительно одного римлянина и уж совершенно невообразимую относительно любого большого числа римлян, — «уникалист» не может сделать никакого обобщения по поводу римской религии. В результате история превращается в совершенно бессмысленную фиксацию микроскопических сиюминутных фактов. Любое отклонение от этого означало бы признание факта повторяемости. Все эти соображения показывают, что тезис об уникальности, если он проводится последовательно, приходит к самоотрицанию. Но это еще не все. Самая большая и, по-видимому, непреодолимая трудность, с которой сталкивается «уникалист», заключается в человеческом языке и логике, в том элементарном, но важном правиле, согласно которому обозначать одним и тем же термином можно только одинаковые или, по крайней мере, подобные по существу явления, а те явления, которые фундаментально отличаются друг от друга, должны обозначаться терминами разными. С этой точки зрения, когда наш «уникалист» описывает религию римлян, искусство, право, классовый состав, войны, империализм., упадок, пороки и добродетели или
|
|