Социокультурные флуктуации. ройников логически несостоятельна

ройников логически несостоятельна. Ни об одном уникальном историческом событии нельзя рассказать, не предположив, явно или неявно, что многие его существенные черты повторяемы. Допустим, историк намеревается описать римскую религию или рим­ское право, классовый состав римского общества или какой-нибудь другой аспект римской истории как абсолютно уникальное, ни­когда и нигде не повторяющееся явление. Можно ли справиться с такой задачей? Нет, и по вполне очевидным причинам. Возьмем, например, римскую религию. Если каждый момент любого исто­рического события или социокультурного процесса уникален, то сразу же возникает затруднение: какой момент римской ре­лигии следует описать? Должна ли это быть религия на момент 1 июля 312 г. до Рождества Христова в 8 часов пополудни или же на момент 10 мая 322 г. до Рождества Христова в 7 часов утра? Если бы историк захотел дать такое описание, он не мог бы этого сделать, потому что никто не знает в точности, какими были ре­лигиозные верования, обряды и т. д. ни в один из этих моментов и как они изменялись при переходе от одного момента к другому. Если бы он сказал, что такая хронологическая точность не нуж­на, то тем самым опроверг бы собственный тезис об уникальнос­ти каждого процесса истории. Если же он попытался бы нарисо­вать общую картину религиозной жизни Древнего Рима в течение нескольких десятилетий или столетий, то это была бы, так ска­зать, не единственная фотография уникального процесса, а фо­томонтаж, своего рода усредненная, обобщенная картина доволь­но длительного периода. А это означало бы допущение того, что процесс в течение десятилетий или столетий сохранял множество неизменных черт, которые повторялись из поколения в поколе­ние, воспроизводились в поступках и верованиях многочислен­ных индивидов и групп. Короче говоря, это означало бы полный отказ от утверждения об уникальности.

Другое препятствие, которое преодолеть не менее трудно, ка­сается уникальности или повторяемости в пространстве. Тезис об уникальности требует, чтобы любое явление, обнаруживаю­щее какие-либо отличия от какого бы то ни было другого явле­ния в пространстве или времени, было описано как уникальное. Нет никакого сомнения в том, что религиозные верования и убеждения тысяч римских граждан, семейств и групп не были абсолютно идентичными. У разных индивидов они были в ка­кой-то степени разными, как и у нынешних людей. А раз так, то встает вопрос: что будет описывать наш историк-«уникалист» — религиозные верования и обряды римлянина X, римлянина У,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: