ройников логически несостоятельна. Ни об одном уникальном историческом событии нельзя рассказать, не предположив, явно или неявно, что многие его существенные черты повторяемы. Допустим, историк намеревается описать римскую религию или римское право, классовый состав римского общества или какой-нибудь другой аспект римской истории как абсолютно уникальное, никогда и нигде не повторяющееся явление. Можно ли справиться с такой задачей? Нет, и по вполне очевидным причинам. Возьмем, например, римскую религию. Если каждый момент любого исторического события или социокультурного процесса уникален, то сразу же возникает затруднение: какой момент римской религии следует описать? Должна ли это быть религия на момент 1 июля 312 г. до Рождества Христова в 8 часов пополудни или же на момент 10 мая 322 г. до Рождества Христова в 7 часов утра? Если бы историк захотел дать такое описание, он не мог бы этого сделать, потому что никто не знает в точности, какими были религиозные верования, обряды и т. д. ни в один из этих моментов и как они изменялись при переходе от одного момента к другому. Если бы он сказал, что такая хронологическая точность не нужна, то тем самым опроверг бы собственный тезис об уникальности каждого процесса истории. Если же он попытался бы нарисовать общую картину религиозной жизни Древнего Рима в течение нескольких десятилетий или столетий, то это была бы, так сказать, не единственная фотография уникального процесса, а фотомонтаж, своего рода усредненная, обобщенная картина довольно длительного периода. А это означало бы допущение того, что процесс в течение десятилетий или столетий сохранял множество неизменных черт, которые повторялись из поколения в поколение, воспроизводились в поступках и верованиях многочисленных индивидов и групп. Короче говоря, это означало бы полный отказ от утверждения об уникальности.
Другое препятствие, которое преодолеть не менее трудно, касается уникальности или повторяемости в пространстве. Тезис об уникальности требует, чтобы любое явление, обнаруживающее какие-либо отличия от какого бы то ни было другого явления в пространстве или времени, было описано как уникальное. Нет никакого сомнения в том, что религиозные верования и убеждения тысяч римских граждан, семейств и групп не были абсолютно идентичными. У разных индивидов они были в какой-то степени разными, как и у нынешних людей. А раз так, то встает вопрос: что будет описывать наш историк-«уникалист» — религиозные верования и обряды римлянина X, римлянина У,