скульптуру римлян — или же когда он толкует о римских богатых и бедных классах, о римской буржуазии, о римской экспансии и т. п., — он впускает через заднюю дверь понятия «повторение» и «повторяемость», которые пытался не пустить через парадную. Называя некий комплекс социальных явлений римского общества религией, классом богатых, упадком, правом или искусством, историк тем самым указывает, что в некоторых существенных отношениях это точно такие же религия, искусство, право, упадок и т. д., какие есть у других народов и в другие периоды. В противном случае ни один из этих терминов, предполагающих классификацию и, следовательно, повторяемость, нельзя было бы употреблять. Дело в том, что, например, римская, греческая, персидская, египетская, средневековая христианская, протестантская, индуистская и другие религии, какими бы ни были их различия и как бы уникальна ни была каждая из них, — все они должны обладать некоторыми существенными элементами, общими для них всех> для того, чтобы относиться к одной и той же разновидности социального явления, именуемого «религия». А поскольку они относятся к одной и той же разновидности и обладают общими элементами, это значит, что в некоторых отношениях религия — явление повторяющееся, повторяющееся в разных обществах и в разные периоды, то есть — в пространстве и во времени. То же самое справедливо относительно всех категорий социокультурного и исторического процессов.
Сокрушительная мощь этого аргумента теперь понятна. «Уникалист» не может сделать ни одного научного описания, не используя термины человеческого языка, которые неизбежно так или иначе предполагают наличие повторяющихся элементов и свойств в любом явлении, которое считается уникальным.
Если любое явление имеет свою уникальную сторону, то у него есть также и повторяющиеся черты и свойства, которые присущи и другому явлению. В каком-то смысле социокультурная жизнь и история никогда не повторяют себя, и все же в другом смысле они до некоторой степени повторяются всегда. Такова, по-видимому, полная истина на сей счет.
Таким образом, с научной точки зрения одинаково оправдано изучение и повторяющегося аспекта социокультурных процессов, и их уникального аспекта. Следовательно, дисциплина, которая занимается исследованием первого, как бы она ни называлась, — социология, социальная философия, философия истории или же «абракадабра», — имеет такое же право на существование, как и любая «уникалистская» дисциплина, сосредоточенная на изучении второго.