Флуктуация форм музыки

IV) В возрастании чисто «человеческой» темы в музыке и связанной с нею драме.

V) В увеличении комических, сатирических и саркастичес­ких настроений с целью осмеять и создать сатиру — довольно грубую — на человеческие дела, события и взаимоотношения (Аристофан и рост числа комедий).

VI) В снижении роли хора и возрастании роли отдельных ис­полнителей. Все более конкретным становится авторство. Со­здатели произведений все в меньшей степени тушуются перед ано­нимным коллективом.

VII) Искусство все больше пропитывается светским духом. VIII) Строгое спокойствие музыки все чаще уступает усили­вающейся страстности, патетичности и индивидуальной эмоци­ональности.

IX) Не забыта и такая деталь, как проникновение на сцену женского элемента. «Выведение женщин на сцену (осуществлен­ное Еврипидом) открыло для музыкального подражания новые возможности. Героини Еврипида поют прекрасно. Там, где надо выразить страстную эмоцию, изобразить крик души, — там трехмерный ямб уступает место рифмованному мелосу21. От­сюда пошли эти монодии22 и дуэты — предшественники нашей оперы, — как характерные особенности новой трагедии, — справедливо отмечает Ф. Геварт. — Музыка Венеры не может не быть пылкой, нервной, разлагающей; Еврипид был уже на грани упадка»23.

d) После IV в. до н. э. чувственная музыка, уже окрепшая, продолжала усиливаться и сохранять господство над идеацио­нальнои музыкой предыдущего периода. Изумительное равно­весие V в. нарушилось в пользу чувственной музыки, '"овремен-ники и более поздние мыслигели, как правило, называли Еврипида, Меланиппида Младшего, Фриниха и его ученика Тимофея «раз­рушителями вкуса». Начиная с этого времени, глазная задача музыки (как, впрочем, и других видов искусства) все в большей степени сводится к доставлению чувственного удовольствия. Более поздние мастера, такие как Филоксея из Киферы, Телест, Агафон, Клеомен из Регия, и целый сонм подражателей продол­жили эту тенденцию и сделали ряд нововведений, горячо приня­тых публикой, но осужденных Платоном, Аристофаном и Ари-стоксеном, которые заклеймили этих музыкантов за «порчу настоящей музыки»24.

Существенными чертами чувственной музыки были следую­щие. Она становится:

216 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства

I) все более светской;

II) все более чувственной;

III) все более «человеческой», свободной, индивидуалистической;

IV) все больше нацеленной на «эффект», сенсацию;

V) все более неоднородной, сложной, стремящейся быть как можно «большей» по массе и по количеству;

VI) все более «профессиональной»;

VII) не боги, не метафизические абстракции и сущности и даже не полумифические герои, а именно «заурядный чело­век» со своими заботами все чаще становится темой для му­зыки. В нее проникают дух светскости, любви, секса, морали под девизом «вино, женщины, песня»25, погоня за популярностью и аплодисментами, равно как и за коммерческим успехом, а так­же все признаки модернизма.

Чистота идеационального стиля была утрачена. Новая музы­ка являла собой смесь всех типов и жанров, трагических и коми­ческих элементов, всевозможных фокусов, которые могли бы иметь успех. Произошла трансформация в театрализованность; все стили перемешались, что вообще типично для зрелой чув­ственной музыки. В известном смысле она стала, с одной сторо­ны, чем-то вроде вагнеровского театра, а с другой — походила на всякую всячину, которую ставят на подмостках Radio City26.

«Не успели еще сойти формы меланиппидовской музыки, а Кинесий Афинский уже заблудился в своих причудливых поис­ках. Тимофей погружается в глубины импрессионизма и смело­стью своих реалистических нововведений приводит в замеша­тельство современников... Филемон из Киферы — далекий предшественник Р. Штрауса — в своей трагедии "Киклопы" до­водит натурализм до подражания подлинному блеянию. Агафон создал хоровые песни с вымышленными сюжетами, в которых исполняются простые и очаровательные мелодии, переплетаю­щиеся с бесконечными соло и дуэтами, — тщетные попытки достичь совершенства с помощью виртуозного исполнения и "внешних эффектов". Разумеется, не было недостатка и в паро­дистах... Уже Аристофан в своих комедиях создавал — причем с большим остроумием — карикатуры на музыкальный и лите­ратурный стили крупных мастеров. Его последователи — не что иное, как всего лишь наемные клоуны. Перед нами — явный ди­летантизм, и этот дилетантизм просуществовал долго, потому что он забавлял публику в течение всего александрийского пе­риода вплоть до музыкального возрождения, каким было плав­ное пение Средневековья»27.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: