зыке Вагнера и других романтиков она, возможно, достигла своей величайшей вершины, после чего, особенно по окончании XIX в., стала обнаруживать все симптомы дезорганизации, деморализации и дезинтеграции, которые — опять-таки не без исключений и случайных колебаний — сохранились вплоть до нашего времени. Это проявляется, с одной стороны, в полной деградации, вульгаризации, «джазификации» и модернистско-импрессионистской музыкальной анархии и бессилии (несмотря на всю техническую изощренность и чрезвычайную сложность многих современных композиций); а с другой — в первых робких попытках найти новые, античувственные формы музыки.
Серьезная музыка V-XII вв. была почти всецело идеациональной, и подтверждением этому служит тот факт, что основной и едва ли не единственной ее формой было плавное пение, сначала в амвросианском варианте, затем в усовершенствованном, классическом грегорианском, позднее появились религиозные гимны и псалмодии38. (Сказанное еще более справедливо по отношению к религиозной музыке православной церкви.)
|
|
В течение тех столетий, когда господствовала эта музыка, среди простого народа был распространен другой — более чувственный — ее тип: народные песни, но они не относятся к серьезной музыке и не оказывают влияния на интегральную культуру рассматриваемого периода; наоборот, они сами испытывали заметное влияние со стороны плавного пения, его форм и его духа. Эти формы музыки остаются за пределами нашего исследования.
Плавное пение сохраняло свое монополистическое господство вплоть до конца XI в. Затем на столбовой дороге большой музыки впервые появляется светская музыка, более земная, внешне более красивая и менее кдеациональная, чем церковные песнопения. Я имею в виду трубадуров, труверов и их германских «собратьев» — миннезингеров. Кривая развития этой музыки — от подъема до упадка — укладывается в промежуток времени с 1090 по 1290 г. Песни были многочисленны (сохранилось более 260 песен труверов и около 2000 песен трубадуров). По своему духу и характеру, по своим темам они сильно отличаются от церковных песнопений. Воспеваемые ими предметы, — в основном любовь и чувства — принадлежат этому миру; по своей природе они гораздо более чувственны. Эти мелодии и слова, на которые они написаны, пробили первую брешь в господстве чисто идеациональной музыки, что обнаруживается и в используемых технических средствах. Здесь уже присутствуют украшения, которых не допускало церковное пение. Мелодии сентиментальны и галантны, инструментальное сопровождение не исключа-
222 Часть 2. Флуктуация идеационаяьной и чувственной форм искусства
|
|
ется. И все же, хотя основной темой этих песен была земная любовь, нельзя сказать, что по своей музыке и технике они радикально отличались от идеациональной музыки.
Причина такой ситуации, равно как и причина существовавших почти в то же время «Дворов любви», заключается в том, что земная любовь и прочие земные темы все еще были пронизаны обновленным идеалистическим, платоническим духом. Земная любовь была не чем иным, как видоизмененной Божественной любовью. С помощью утонченной возвышенной любви поддерживался культ «прекрасной дамы», такой как Мадонна, Богоматерь — предмет поклонения и обожания, чистый и идеальный. Такая идеализация любви и возвышение этого нежного человеческого чувства до заоблачных бессмертных высот — явление типичное для тех периодов, когда идеациональные формы начинают смешиваться с умеренными дозами наиболее благородных чувственных элементов.
После XIII в. чувственная музыка усиливается как в светской, так и в религиозной сферах, что приводит к замечательному равновесию обеих форм, которое, как правило, порождает высшие образцы музыкального искусства.
Что касается технической стороны, то она обретает одно звуковое украшение за другим, становится все богаче и прекраснее. После XIII в. музыка делается «соразмерной» (довольно символичное явление по своей сути); развивает полифонию; создает и развивает контрапункт39 (его «золотым веком» было XV столетие); вводит и культивирует богатейшее разнообразие ритмов; затем развивает гармонию, «вертикальное», а также «горизонтальное» письмо40; начинает искусно использовать интенсивность звука — piano, forte и т. д.; достигает изумительного совершенства в использовании хроматизма, консонансов и диссонансов; вводит, расширяет и совершенствует сочетание вокала и инструментальной музыки; увеличивает размеры хоров и оркестров; сочетает звуковое воздействие с визуальным, с цветом, движением и т. п.
Эти тенденции — ив композиции и в технике — в равной степени проявляются в итальянском и французском ars nova (Филипп де Витри, Франческо Ландино, Франческо да Сезаро, Гильом де Машо и др.); во фламандской полифонической школе (Джон Данстейбл, Гийом Дюфаи, Пьер де ла Рю, Окегем, Жоскен Депре, если упоминать только главных представителей); во французской школе (Клеман Жанекен, Гудимель, Клодион Младший); в итальянских школах (Констанцо Феста, Вилларт, Киприан ван Pope, А. Габриели, Дж. Габриели, Джезуальдо, Па-