Флуктуация форм музыки. К экзотическим — «Остров Калипсо» Лесюэра, «Афинские руины» Бетховена, «Оберон» и «Турандот» Вебера (соответствен­но

К экзотическим — «Остров Калипсо» Лесюэра, «Афинские руины» Бетховена, «Оберон» и «Турандот» Вебера (соответствен­но, с турецкой и китайской темами), «Руслан и Людмила» Глин­ки, «Исламей» Балакирева, «Саломея» Штрауса и др.

Под урбанизмом и натюрмортом понимается натуралисти­ческое отражение в музыке индустриальных, городских, меха­нических или неживых явлений, таких как завод, железная до­рога, аэроплан, метро, машина, двигатель, небоскреб, шумы города, футбольного матча, толпы горожан и т. д.

Выборка, конечно, неполная и весьма приблизительная, но все-таки она более или менее отражает реальность. Из таблицы вид­но, что анимализм и пейзаж, натюрморт, экзотика и урбанизм появляются только в XIX в.; здесь сказывается та же тенденция, которую мы наблюдали в области живописи и скульптуры. Урба­низм крайне натуралистическим образом отражает рутину повсед­невной жизни, в которой прозябает обычный средний человек. Об этом же свидетельствует распространение жанра музыкальной ко­медии. Историзм, который, как правило, развивается только в пе­риоды господства чувственного искусства, появляется, судя по нашей таблице, тоже лишь в XIX в. Революция и война — это воплощение патетики, драматизма и эмоциональности. В каче­стве музыкальных тем они возникли в XVIII в.

В противоположность этим рубрикам, «мифология» и «псев­доистория», которые связаны главным образом с глубоко тра­гическим героем и героическими сторонами жизни, — люби­мыми темами идеалистического искусства — обнаруживают стремительный упадок; в сфере нарастающей чувственности и без того ослабленное сияние героического, не говоря уже о бо­жественном, совсем угасает. С небес и героических высот ис­кусство всегда низвергается в социальные клоаки и юдвалы. Такова уж его судьба!

Для перезревшей стадии чувственной культуры и ментальнос-ти вообще характерна интерпретация человека и всех социокуль­турных ценностей на чрезвычайно низком уровне. Она обречена на внутреннюю пустоту и блестящую переусложненную технику. До тех пор, пока не будет вытеснена идеациональной музыкой, которая пока еще безмолвствует, но вскоре, вероятно, появится. Ее первые робкие признаки в некоторых из современных «измов» вроде бы уже можно заметить. Произведения многих самых со­временных композиторов, таких как Стравинский и Онеггер, уже обнаруживают перелом, происходящий в чисто чувственной му­зыке, похожий на реакцию антивизуалистов в живописи. Эти мо-

234 Часть 2. Флуктуация идеациональнои и чувственной форм искусства

дернисты или «кубисты в музыке» совершают настоящий мятеж против распространенных форм чувственной музыки. Некото­рые из них совершенно открыто отказываются от тех функций музыки, которые служат чувственному удовольствию и призна­ют нечто совершенно от них отличное в качестве целей своих ком­позиций. Пока что они, как и антивизуалисты, являются реакци­онерами. Как и кубисты, они отчалили от сенсуализма, но еще не доплыли до нового настоящего берега, где они и их музыка могли бы окончательно обосноваться. Они все еще пребывают в поис­ке, причем и сами не знают, что они ищут, а если полагают, буд­то они это знают, то по-прежнему остаются детьми чувственно­го века с присущей ему чувственной ментальностью.

Пока еще не ясно, образуют ли они один из «изгибов» чув­ственного течения, или являются предвестниками грядущей иде-ациональной волны. Важно, что и в музыке мы обнаруживаем ту же самую ситуацию, что и в других сферах искусства, кото­рые исследовали.

Все вышеизложенное рисует главные волны в идеациональ-ной и чувственной музыке в течение почти двадцати пяти или даже двадцати семи изученных столетий. Кроме этих больших прилив но-отливных флуктуации, было множество мелких, но они остались за пределами нашего исследования, хотя наиболее существенные из них отражены в представленных данных.

Что касается волн прилива и отлива, то они в основном про­исходят параллельно с соответствующими волнами в других ви­дах искусства. Ниже перечисляются основные расхождения во времени.

Во-первых, музыка становится классически идеациональной в V-VI вв. до н. э., тогда как другие искусства — живопись, скуль­птура, архитектура — достигают своей классической идеацио-нальности несколько позже, на два-три столетия.

Во-вторых, идеалистическая фаза музыки по сравнению с этой же фазой в других искусствах несколько запоздала; если другие искусства достигли идеалистической стадии в XIII в., то музыка вступила в нее в XV в. и оставалась на этой стадии дольше — до самого начала XIX в.

Таковы основные различия. Они дают ответ на вопрос, на­сколько достоверны различные общие закономерности, уста­новленные теми теориями, которые были рассмотрены в пятой и шестой главах. Относительно наличия всеобщей закономер­ности, описывающей последовательность лидирования и запаз­дывания, на которой настаивают такого рода теории, — ответ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: