Флуктуация форм музыки. ния, в ходе которого выяснилось, в каком ключе написаны вы­дающиеся музыкальные произведения — мажорном или минор­ном

ния, в ходе которого выяснилось, в каком ключе написаны вы­дающиеся музыкальные произведения — мажорном или минор­ном, доля написанных в минорном ключе постоянно увеличи­валась.

Хотя печальное или радостное впечатление от музыки зави­сит от всех используемых ею средств и поэтому минор может звучать весело, а мажор печально, тем не менее, по общеприня­тому мнению, неоднократно высказанному многими, начиная от Аристотеля и кончая Пьером Майяром48, — минор, как пра­вило, звучит грустно, печально, скорбно. При таком предполо­жении — я подписываюсь под ним — увеличение минора также служит симптомом усиления грустной печали, чувствительнос­ти, скорбности музыки. Мы видели, что эти свойства и патетика являются обычными спутниками всех видов чувственного ис­кусства, и это еще одно подтверждение роста чувственной му­зыки в последние два столетия.

Об усилении тенденций к сверхчувственности, сексуальнос­ти, экзотичности и натурализму, стремящемуся, с одной сторо­ны, отразить в музыке чувственно-эмпирическую реальность (особенно в обыденных, повседневных или патологических ас­пектах), а с другой — как бы в противовес этому — некоторые ее экзотические и фантастические аспекты как средство от про­заической скуки, свидетельствуют и статистические данные, ка­сающиеся основных сюжетов или тем знаменитых опер после­дних трех столетий. В таблице 35 представлены числовые данные по нашей выборке, сделанной по тем же источникам.

Что касается классификации, то под мифологическими и псевдоисторическими понимаются оперы и музыкальные про­изведения, сюжеты которых заимствованы из античн^ мифо­логии или псевдоистории. Таковы, например, большинство опер Люлли, аристократические оперы венецианской школы49 и га­лантные оперы Рамо. Подобные же сюжеты были использованы и в таких симфонических поэмах, как «Прометей» Бетховена, «Орфей» Монтеверди, Глюка и Листа, «Ариадна» Р. Штрауса, «Эдип» Стравинского, «Психея» Сезара Франка и т. д.

Под комической и жанровой музыкой подразумевается боль­шая часть классических комических опер и подобных им произве­дений, таких, как «Севильский цирюльник» Россини, «Служанка-госпожа» Перголези (1733), «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, «Проданная невеста» Сметаны, произведения Вебера, Керубини, Камбини и др.

232 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства

таблица 35. флуктуация музыкальных композиций по столетиям

  к     £      
      я к g si     Ё.
Период Мифологи псевдоист < Комедийн жанр Революци: война Народные генды, пе» жи, анима История Эстетика Урбанизм и натюрмс
1600—1620    
1620—1640
1640—1660    
1660—1680     ___
1680—1700    
1600—1700 J23 24 _
1700—1720     —^
1720—1740    
1740—1760     __
1760—1780     _
1780—1800       _
1700—1800 112 97 и __
1800—1820       _. __ __
1820—1840            
1840—1860              
1860—1880              
1880—1900          
1800—1900 63 106 30 63 27 41 20
1900—1920              

К революционному и военному типу музыкальных произведе­ний относятся торжественная увертюра «1812 год» Чайковского, революционная музыка Госсека, Кателя, Лесюэра, Керубини, Камбини; «Тиран Дионис» Гретри, «Леонора», «Фиделио» Бет­ховена, «Вильгельм Телль» Россини, «Гугеноты» и «Пророк» Мейербера, «Хованщина» Мусоргского и др.

Под анимализмом и пейзажем понимаются такие произведе­ния, в которых с помощью музыкальных средств изображаются облака, море, утро, ночь, времена года, лес, гроза; водопад, пус­тыня, птицы; сюда же относятся песни о блохе, крысе или льве; например, «Облака» и «Море» Дебюсси, «Шехерезада» Римского-Корсакова, идиллия «Зигфрид» Вагнера, «Осуждение Фауста» Бер­лиоза, «Времена года» Гайдна и «Времена года» Глазунова и т. д.

К историческим произведениям относятся «Борис Годунов» Мусоргского, «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера, «Ска­зание о граде Китеже» Римского-Корсакова и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: