раннего эпоса, анонимных или приписываемых индивидуальному автору, таких как «Махабхарата» и «Рамаяна», эпос о Гиль-гамеше, некоторые библейские книги, «Илиада», «Одиссея», «Эдда», песни менестрелей, «Беовульф», русские былины о великих богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Святогоре2, Микуле Селяниновиче и другие, — все эти и многие другие древ-неэпические произведения относятся в принципе к смешанному, то есть идеационально-чувственному типу литературы. Некоторые из них с полным правом можно считать произведениями идеалистическими в том смысле, в каком этот термин понимается в настоящем исследовании.
Когда подробно изучаешь и анализируешь основные этапы преобразования идеациональной формы литературы в чувственную и обратный процесс, а также смешанные формы, то приходишь к заключению, что в своих основных моментах эти флуктуации происходят строго параллельно тем изменениям, которые наблюдаются в живописи и скульптуре, а также, хотя и в меньшей степени, в других сферах искусства. По крайней мере, такой вывод напрашивается после изучения западноевропейской и, до некоторой степени, греко-римской культур. Является ли такой параллелизм универсальным для всех культур и эпох — этого я утверждать не решусь.
|
|
II. ГРЕКО-РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И КРИТИКА
Что касается греко-римской литературы (оставляя в стороне крито-микенскую), то примерно с VIII по V в. до н. э. она была преимущественно идеациональной. Время, когда жили Гомер и Гесиод, точно не известно, но, вероятно, это б лл VIII в. Сказанное относится и к легендарному Орфею и орфической литературе. Если и не все великие творения этих авторов можно назвать чисто идеациональными, то все же большинство из них были именно таковы, а остальные — по крайней мере идеалистическими. Поэты гомеровской, орфической и гесиодовской школ все были по преимуществу «глашатаями божества» и «пророками». Своим современникам и последующим поколениям греков, вплоть до времени Платона и Аристотеля, они, по всей вероятности, казались более идеациональными, чем теперь представляются нам. До IV в. греки считали «Илиаду» и «Одиссею» творениями скорее религиозными, нравоучительными, дидактическими, нежели произведениями искусства.
238 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства
Еще более показателен тот пласт литературы, который представлен дорийской хоровой лирикой с ее религиозными номами, дифирамбами, пеанами, просодиями, френосами* и другими религиозно-магическими песнями, гимнами и музыкально-поэтическими произведениями {Терпандр, Алкман, Лас, Симонид Самосский, Арион, Стесихор, Симонид Кеосский и др.). И поскольку все эти произведения были преимущественно идеацио-нальными, литературу этого периода тоже можно назвать преимущественно идеациональной. Разумеется, чувственная литература, особенно ионийское ее направление чуть более позднего времени (Феогнид, Сафо, Анакреон, сицилийские комические, но при этом морализирующие и философствующие поэты VI в., такие как Эпихарм, Софрон и др.), существовала бок о бок с идеациональной; но это было, судя по всему, подчиненное и второстепенное течение, да и оно было весьма сильно пронизано идеаци-онализмом и идеализмом.
|
|
Конец VI и V вв. до н. э. — время великой идеационально-идеалистической лирики Пиндара, время расцвета трагедии и комедии (Эсхил, Софокл, в какой-то степени Еврипид и Аристофан) — был, как отмечалось выше, идеалистическим периодом греческой литературы (и других искусств).
После первой половины V в. и особенно начиная с конца IV в. до н. э., греческая литература, равно как литературная критика и другие виды искусства, уже рассмотренные выше, отчетливо движется в направлении неуклонно возрастающей чувственности (sensatism). Проявления этого нарастающего прилива чувственности в литературе абсолютно те же самые, что мы отмечали в греческой живописи, скульптуре, музыке и, до некоторой степени, в архитектуре.
A. Содержание становится более светским и менее религиозным.
B. Постепенно не только героев, но даже и богов начинают изображать как смертных. Все чаще и все более популярными героями произведений становятся серые заурядные люди, развязные отвратительные типы из самых низов общества.
C. Само повествование, особенно у представителей александрийской школы4, становится все более «реалистическим» и внешне наукообразным. Символизм, особенно трансцендентальный символизм, практически исчезает. На его место приходит «натуралистический реализм» с точными, подробными, научными описаниями и характеристиками персонажей, мест и событий.
12. Флуктуация литературы и критики 239
D. Жанровые описания бытового характера («эй, мы ведь живем самой что ни на есть обычной повседневной жизнью»5), с одной стороны, и такие жанры, как пейзаж, пастораль, идиллия (будь то в духе Феокрита или другом, еще более сентиментальном), с другой, — неуклонно набирают силу — факт, аналогичный тому, что мы наблюдали в живописи и скульптуре.
E. Трагедия постепенно начинает уступать место комедии, сатире, бурлеску, плутовскому роману — еще одна характерная черта, которая, как уже отмечалось в предыдущих главах, обычно сопутствует чувственному искусству.
F. Подобно тому как западноевропейская литература эпохи Возрождения и классицизма в попытках возродить Античность по необходимости прятала под античными формами чувственное содержание и интересы людей XVI-XVII вв., так и литература греческая, особенно начиная с III в. до н. э., при «возрождении» своих архаических форм черпала материал из арсенала древних преданий и мифов. Ибо «эти фальшивые архаизмы суть не что иное, как всего лишь маньеризм»6.
G. Чувственность и эротика, иногда грубая, иногда изысканная, порой даже «целомудренная», по типу грёзовских «невинных голубков», пронизывает словесность.
Н. Чувственное наслаждение все больше и больше становится главной, а зачастую и единственной целью.
I. В соответствии с этим мы находим и стремительное развитие «искусства для искусства», эстетизма, литературной критики, литературного образования, литературной моды, «литературного вкуса» и т. п.
J. Происходит рост индивидуализма, вычурности, тщеславия, а также «профессионализация» литераторов, усиливается их влияние, улучшается их положение в социальном и материальном отношениях. Короче говоря, наблюдаются все признаки, сопутствующие искусству, в котором доминирует чувственная форма.
|
|
Вместо того чтобы приводить массу исторических примеров, подтверждающих эти тезисы (объем книги не позволяет этого сделать), достаточно будет напомнить читателю некоторые «вехи», несколько главных имен, которыми отмечена долгая история греческой литературы. После Еврипида и нескольких эпигонов греческая трагедия умерла, и на смену ей пришла Древняя Комедия, главным представителем которой является Аристофан. Вытеснение Древней Комедии так называемой Средней
240 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства
Комедией, а этой последней — Новой были следующими вехами на пути движения греческой литературы в направлении неуклонно нарастающей чувственности7. Переход от Аристофана к Менандру, Филемону и другим представителям Новой Комедии являл собой крутой поворот от мира богов к миру обыкновенных людей и даже к миру отрицательных персонажей из низов (subsocial) и интриг. В Новой Комедии нет ничего мифологического, религиозного, героического. Практически все комедии этого периода имеют дело с самыми обыкновенными людьми, нередко сексуально распущенными, безнравственными, наделенными всеми обычными или патологическими атрибутами того социального мира, в котором они живут. По сути, и мы живем в том социальном мире, какой изображают нынешние бродвейс-кие шоу, музыкальные и прочие комедии.
Если мы теперь перейдем к эллинистической литературе, то окажемся едва ли не в наивысшей точке чувственности. Из чего состоит эта литература? Из подражательных эпопей, где фигурируют старые боги и герои, в которых никто уже не верит и в чьи одежды обрядились нынешние властители, те самые патроны, от которых зависит благополучие, положение и заработок писателя (Птолемей8 в обличье Зевса или какого-нибудь другого бога или мифологического героя); из педантично ученой и сверхсхоластической поэзии в стиле рококо, безупречно «техничной» и «научной» и, тем не менее, совершенно посредственной даже в произведениях своих величайших представителей, таких как Каллимах, Аполлоний Родосский, Арат (переложивший на стихи учебник по астрономии), Никандр (сделавший то же самое с медициной); или из буколической и пасторальной поэзии Феокрита с ее слащавыми пастухами и пастушками; или — что еще более типично — из туманной и фигурной поэзии Ликофрона и ему подобных, в которой высшей целью ставилась задача написать стихотворение так, чтобы строки составляли очертание топора, алтаря, крыльев или какую-нибудь другую фигуру, — и все это вперемежку с пресловутым александрийским эротизмом и непристойностью, как это представлено не только у такого специалиста в этом жанре, как Сотад, но и почти во всех других произведениях, не исключая и сугубо научных. Прибавьте к этому расцвет эпиграммы, сатирической литературы, «детективных и мистических рассказов» — и общая характеристика эллинистической литературы (о критике этого периода речь еще впереди) будет исчерпывающей. Мы — в мире
|
|