L Флуктуация форм музыки

скорее отрицательный. В один период лидировала музыка по сравнению с живописью, скульптурой и архитектурой, в другой период она запаздывала. Мы еще столкнемся с этим явлением не

один раз.

Наконец, полученные нами результаты свидетельствуют о том, что четыре вида искусства, которые мы исследовали, в ос­новном претерпевают одинаковые изменения, но одновремен­ность этих изменений не является слишком строгой, а запазды­вания не носят абсолютно регулярного характера.

ФЛУКТУАЦИЯ ИДЕАЦИОНАЛЬНОЙ

И ЧУВСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КРИТИКИ

I. ДОПИСЬМЕННЫЕ ЖАНРЫ

Литература, как и другие виды искусства, может быть двух основных типов: идеациональной и чувственной. А между эти­ми двумя противоположностями имеется множество смешан­ных вариантов. Литературное произведение, имеющее дело с миром «невидимым», в котором слова и образы суть не что иное, как символы этого сверхэмпирического и трансцендентного мира, относится, по определению, к идеациональному типу ли­тературы. Произведение, которое изображает и описывает эм­пирические явления в их чувственно воспринимаемом аспекте, где слова и образы не имеют никакого иного значения, помимо эмпирического, относится к разряду литературы чувственной. Значительная часть чисто религиозных и сказочно-мифологи ческих произведений (гимны, дифирамбы, молитвы, оды, ска -зания, пословицы, загадки, заклинания и т, п.), с одной сторо­ны, и такие произведения, как «Божественная комедия» Данте, с другой, — являются примерами первого типа; сугубо «реалистиче­ские» и «натуралистические» романы, драмы, пьесы, стихотворе­ния (например, произведения Э. Золя и Синклера Льюиса) — примерами второго.

В зачаточной или высокоразвитой форме оба типа литературы сосуществуют, по-видимому, во всех культурах и во все времена.

Оба стиля хотя и присутствуют почти при всех социокуль­турных констелляциях', но, однако, с разной степенью чистоты и в разных пропорциях. У первобытных народов обе формы, особенно идеациональная, существуют не в чистом виде. Боль­шая часть литературы у этих народов имеет смешанную форму, в которой идеациональный и чувственный элементы переплета­ются друг с другом, в одних случаях чрезвычайно удачно, в дру­гих — несколько хуже. Например, большинство произведений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: