скорее отрицательный. В один период лидировала музыка по сравнению с живописью, скульптурой и архитектурой, в другой период она запаздывала. Мы еще столкнемся с этим явлением не
один раз.
Наконец, полученные нами результаты свидетельствуют о том, что четыре вида искусства, которые мы исследовали, в основном претерпевают одинаковые изменения, но одновременность этих изменений не является слишком строгой, а запаздывания не носят абсолютно регулярного характера.
ФЛУКТУАЦИЯ ИДЕАЦИОНАЛЬНОЙ
И ЧУВСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КРИТИКИ
I. ДОПИСЬМЕННЫЕ ЖАНРЫ
Литература, как и другие виды искусства, может быть двух основных типов: идеациональной и чувственной. А между этими двумя противоположностями имеется множество смешанных вариантов. Литературное произведение, имеющее дело с миром «невидимым», в котором слова и образы суть не что иное, как символы этого сверхэмпирического и трансцендентного мира, относится, по определению, к идеациональному типу литературы. Произведение, которое изображает и описывает эмпирические явления в их чувственно воспринимаемом аспекте, где слова и образы не имеют никакого иного значения, помимо эмпирического, относится к разряду литературы чувственной. Значительная часть чисто религиозных и сказочно-мифологи ческих произведений (гимны, дифирамбы, молитвы, оды, ска -зания, пословицы, загадки, заклинания и т, п.), с одной стороны, и такие произведения, как «Божественная комедия» Данте, с другой, — являются примерами первого типа; сугубо «реалистические» и «натуралистические» романы, драмы, пьесы, стихотворения (например, произведения Э. Золя и Синклера Льюиса) — примерами второго.
|
|
В зачаточной или высокоразвитой форме оба типа литературы сосуществуют, по-видимому, во всех культурах и во все времена.
Оба стиля хотя и присутствуют почти при всех социокультурных констелляциях', но, однако, с разной степенью чистоты и в разных пропорциях. У первобытных народов обе формы, особенно идеациональная, существуют не в чистом виде. Большая часть литературы у этих народов имеет смешанную форму, в которой идеациональный и чувственный элементы переплетаются друг с другом, в одних случаях чрезвычайно удачно, в других — несколько хуже. Например, большинство произведений