II. Флуктуация влиятельности идеализма, материализма и теорий смешанного типа

Под идеализмом (в философии, метафизике, вообще в мыш­лении) понимается идеологическая система, которая утвержда­ет, что последняя реальность — духовна, будь то Бог, платонов­ские идеи, нематериальный дух, душа или психическая реальность. Разнообразие идеалистических учений может быть сведено к двум основным видам: монистическому и плюралистическому идеа­лизму. Монистический идеализм считает, что все отдельные яв­ления или системы нематериальной, духовной и психической реальности являются не чем иным, как временными проявлени­ями или эманациями Единого Первоначала или Единого Прин­ципа, Всеобъемлющего, Духовного Бытия — будь то Бог, Аб­солютная Идея, Абсолютный Разум, Абсолютный Дух или тому подобное. Плюралистический идеализм, напротив, утверждает, что существует множество независимых очагов или систем ду­ховной и психической реальностей — таких как души, духи, монады и прочие духовно-нематериальные сущности, которые и составляют последнюю реальность.

Под материализмом подразумевается такая философия, ко­торая утверждает, что первичной реальностью является мате­рия, а духовные и нематериальные явления суть не что иное, как ее проявления, простой результат движения материальных час­тиц. Из многих разновидностей материализма две являются наи­более важными. Гилозоистский материализм' приписывает ма­терии свою особую жизнь и утверждает, что единственной реальностью является живая материя, наделенная способнос­тью к ощущению, самопроизвольному движению, в к~ком-то смысле — сознанием. Материальное или вещественное и духов­ное — неразделимы. Гилозоизм сходен с тем, что обычно име­нуют «монизмом». Механистический материализм, с э сзоей сто­роны, гораздо более «материалистичен», чем гилозоизм. Если последний является своего рода «пансоматизмом», радикально не отрицающим духовное начало, но считающим, что оно все­гда воплощено вещественно или телесно, то механистический материализм утверждает, что материя есть единственная реаль­ность, а духовные или нематериальные явления, если они и су­ществуют, — это всего лишь чисто пассивный продукт материи и чисто механических движений материальных частиц.

Каждый из этих видов идеализма и материализма имеет мно­жество разновидностей и оттенков, но, поскольку мы будем


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: