ли и гилозоизм. Табл. 16 дает также обобщенную картину интеллектуальных спектров отдельных длительных периодов. Она фиксирует, что для периода с 100 г. н. э. по 1500 г. была характерна почти исключительно ментальность идеалистического и смешанного типа. В течение периода с 1900 по 1920 г. господствовало материалистическое мировоззрение, чрезмерно усилившееся — по сравнению со всеми другими периодами, когда оно было в силе, кроме периода с 580 г. до н. э. по 100 г. н. э.
Е. Отсутствие механистической периодичности. Пятая история, рассказанная этими данными, побуждает отвергнуть многочисленные механистические теории, которые заявляют о наличии определенных периодичностей во многих социальных и политических процессах, в коммерческих циклах и т. д. Одна из современных философских теорий, настаивающая на том, что существует приблизительно 100-летняя периодичность в пульсации философских концепций, в частности, концепций индивидуализма и коллективизма, «связи и распада», разработана К. Иоэлем в его глубокой и превосходной работе3. Не вдаваясь в специальный разбор теории К. Иоэля, достаточно сказать, что наши данные, относящиеся здесь к философскому сознанию, а также и те, которые касаются науки, искусства и других составных частей культуры, не указывают ни на эту, ни на какую другую регулярную периодичность. Нарастающие и убывающие приливы каждого из главных течений происходили в течение различных промежутков времени, длительностью от 20 и 40 лет до целого тысячелетия. Зачастую эта длительность составляла приблизительно 60-80 или даже 100 лет, но это ни в коем случае не является закономерностью. Таким образом, настаивать на какой бы то ни было единообразной периодичности в этих crescendo и diminuendo4 — значит навязывать реальности единообразие, которого в ней нет. История, разумеется, повторяется, но ее темы возвращаются в вечно новых вариациях — с изменениями не только в содержании, но также в ритме и темпе. Как великий художник история создает творческие, а не монотонно механические вариации.
|
|
F. Разнообразие моделей флуктуации. Шестая история, которую поведали нам наши данные, заключается в том, что подъемы и спады приливов материализма и идеализма имеют в разные времена разные модели. В некоторых случаях флуктуация происходит резко; в других — и это более распространенная модель — волны подъема и упадка носят относительно спокойный
J5. Флуктуация «первых принципов»: I. Идеализм и материализм 373
характер, но даже и в этих случаях наблюдается значительное разнообразие.
G. Долговременные и краткосрочные волны. Одного взгляда на диаграмму 11 достаточно, чтобы убедиться: наблюдаются небольшие, краткосрочные — в определенном смысле случайные — осцилляции и долговременные, многовековые тенденции. Первые — это струйки и небольшая зыбь, вторые — волны и потоки. Главное здесь в том, что изучения одних только краткосрочных флуктуации в любой сфере культуры недостаточно. Более длительные тенденции имеют важное значение не только сами по себе, но и для правильного понимания краткосрочных флуктуации.
|
|
Современные исследования социальных явлений ограничиваются изучением сравнительно кратковременных тенденций; в частности, экономика ограничивается изучением почти исключительно краткосрочных коммерческих циклов. Лишь совсем недавно появились разрозненные попытки изучить более длительные флуктуации, но они еще немногочисленны и обращены к периодам сравнительно коротким, редко превышающим 25-60 лет. Несмотря на трудности, возникающие при изучении долговременных тенденций, исследования такого рода совершенно необходимы, так как без них даже самое тщательное изучение краткосрочных флуктуации может привести к серьезным теоретическим и практическим ошибкам, что и случалось неоднократно, особенно в недавнее время. События последних лет решительно опровергли «коммерческие прогнозы» на период до 1929 г., основанные на изучении краткосрочных экономических флуктуации.
Н. Разнообразие ритмов и «тактов». Приведекчме данные позволяют также внести поправку в гегелевскую — - или подобную ей — «диалектическую» схему, описывающую характер ритма и число «тактов» в повторяющихся процессах. Знаменитая формула трехтактного ритма — «тезис, антитезис, синтез», к которой, как считается, могут быть сведены все процессы, не является универсальной. В своей буквальной трактовке она едва ли приложима ко всем изучаемым здесь явлениям. Дело в том, что чаще всего тезис и антитезис (материализм и идеализм) существуют в одной и той же культуре одновременно. Иногда они Уравновешивают друг друга, в других случаях одно из этих течений в большей или меньшей степени преобладает или даже доминирует. В таких случаях трудно сказать, где и когда заканчи-