Часть 3. Флуктуация систем истины и знания. ли и гилозоизм. Табл. 16дает также обобщенную картину ин­теллектуальных спектров отдельных длительных периодов

ли и гилозоизм. Табл. 16 дает также обобщенную картину ин­теллектуальных спектров отдельных длительных периодов. Она фиксирует, что для периода с 100 г. н. э. по 1500 г. была харак­терна почти исключительно ментальность идеалистического и смешанного типа. В течение периода с 1900 по 1920 г. господ­ствовало материалистическое мировоззрение, чрезмерно усилив­шееся — по сравнению со всеми другими периодами, когда оно было в силе, кроме периода с 580 г. до н. э. по 100 г. н. э.

Е. Отсутствие механистической периодичности. Пятая ис­тория, рассказанная этими данными, побуждает отвергнуть многочисленные механистические теории, которые заявляют о наличии определенных периодичностей во многих социальных и политических процессах, в коммерческих циклах и т. д. Одна из современных философских теорий, настаивающая на том, что существует приблизительно 100-летняя периодичность в пульсации философских концепций, в частности, концепций индивидуализма и коллективизма, «связи и распада», разрабо­тана К. Иоэлем в его глубокой и превосходной работе3. Не вда­ваясь в специальный разбор теории К. Иоэля, достаточно ска­зать, что наши данные, относящиеся здесь к философскому сознанию, а также и те, которые касаются науки, искусства и других составных частей культуры, не указывают ни на эту, ни на какую другую регулярную периодичность. Нарастающие и убывающие приливы каждого из главных течений происходили в течение различных промежутков времени, длительностью от 20 и 40 лет до целого тысячелетия. Зачастую эта длительность составляла приблизительно 60-80 или даже 100 лет, но это ни в коем случае не является закономерностью. Таким образом, на­стаивать на какой бы то ни было единообразной периодичности в этих crescendo и diminuendo4 — значит навязывать реальнос­ти единообразие, которого в ней нет. История, разумеется, по­вторяется, но ее темы возвращаются в вечно новых вариаци­ях — с изменениями не только в содержании, но также в ритме и темпе. Как великий художник история создает творческие, а не монотонно механические вариации.

F. Разнообразие моделей флуктуации. Шестая история, ко­торую поведали нам наши данные, заключается в том, что подъе­мы и спады приливов материализма и идеализма имеют в разные времена разные модели. В некоторых случаях флуктуация про­исходит резко; в других — и это более распространенная мо­дель — волны подъема и упадка носят относительно спокойный

J5. Флуктуация «первых принципов»: I. Идеализм и материализм 373

характер, но даже и в этих случаях наблюдается значительное разнообразие.

G. Долговременные и краткосрочные волны. Одного взгляда на диаграмму 11 достаточно, чтобы убедиться: наблюдаются небольшие, краткосрочные — в определенном смысле случай­ные — осцилляции и долговременные, многовековые тенден­ции. Первые — это струйки и небольшая зыбь, вторые — вол­ны и потоки. Главное здесь в том, что изучения одних только краткосрочных флуктуации в любой сфере культуры недоста­точно. Более длительные тенденции имеют важное значение не только сами по себе, но и для правильного понимания краткос­рочных флуктуации.

Современные исследования социальных явлений ограничи­ваются изучением сравнительно кратковременных тенденций; в частности, экономика ограничивается изучением почти исклю­чительно краткосрочных коммерческих циклов. Лишь совсем недавно появились разрозненные попытки изучить более дли­тельные флуктуации, но они еще немногочисленны и обращены к периодам сравнительно коротким, редко превышающим 25-60 лет. Несмотря на трудности, возникающие при изучении дол­говременных тенденций, исследования такого рода совершенно необходимы, так как без них даже самое тщательное изучение краткосрочных флуктуации может привести к серьезным тео­ретическим и практическим ошибкам, что и случалось неоднок­ратно, особенно в недавнее время. События последних лет ре­шительно опровергли «коммерческие прогнозы» на период до 1929 г., основанные на изучении краткосрочных экономичес­ких флуктуации.

Н. Разнообразие ритмов и «тактов». Приведекчме данные позволяют также внести поправку в гегелевскую — - или подоб­ную ей — «диалектическую» схему, описывающую характер ритма и число «тактов» в повторяющихся процессах. Знамени­тая формула трехтактного ритма — «тезис, антитезис, синтез», к которой, как считается, могут быть сведены все процессы, не является универсальной. В своей буквальной трактовке она едва ли приложима ко всем изучаемым здесь явлениям. Дело в том, что чаще всего тезис и антитезис (материализм и идеализм) су­ществуют в одной и той же культуре одновременно. Иногда они Уравновешивают друг друга, в других случаях одно из этих тече­ний в большей или меньшей степени преобладает или даже до­минирует. В таких случаях трудно сказать, где и когда заканчи-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: