А. Соотношение с идеациошлъной и чувственной культурами. Описав в общих чертах основные флуктуации материализма и идеализма, мы сможем попытаться нарисовать весь интеллектуальный спектр этой сферы в течение различных изученных нами периодов.
1) Начнем наш анализ с VI в. до н. э. По причинам, упомянутым выше, это столетие нужно рассматривать, несмотря на формальное господство «гилозоизма», по сути дела как период монистического идеализма, согласно которому «природа» неразрывно соединена с духовным началом. То был период простого, недифференцированного и целостного сознания, без малейшего конфликта явно различных философских течений. Идеализм и мате риализм почти ничем не отличались друг от друга, и никаких смешанных теорий еще не наблюдалось.
2) V-IV вв. до н. э. отмечены преимущественно идеализмом. Характер его стал более ярко выраженным и более заметным — так же как и характер материализма. Вдобавок появилось несколько смешанных теорий. В целом период был временем дифференциации до тех пор нерасчлененного и унифицированного сознания; все главные течения начали отделяться от прежде недифференцированного «единства». Самым влиятельным из этих течений был идеализм. В этом смысле рассматриваемая нами сфера обнаруживает сходство с другими составными частями культуры того же периода. Будучи в плане онтологии рационально-идеалистическим, данный период оказывается таким же и в своей системе истины, и в искусстве, и в других областях культуры.
|
|
3) Далее наши показатели (и по периодам в 20, и по периодам в 100 лет) фиксируют в период с III в. до н. э. до начала на-
j5. флуктуация «первых принципов»; I. Идеализм и материализм 367
щей эры упадок идеализма и возрастание материализма, особенно механистического. Это означает, что рост материализма и упадок идеализма идут рука об руку с усилением эмпирической системы истины (истины чувств) и ослаблением идеалистического рационализма. Оба эти фактора означают усиление чувственной культуры.
4) С начала нашей эры и до VI в. наблюдается (особенно если судить по показателям 100-летних периодов) новый нарастающий прилив идеализма как среди христианских, так и среди языческих мыслителей. Тем не менее в это же самое время становится еще более крайним противоположное течение, особенно радикальные формы материализма. В процессе своего угасания они продемонстрировали краткосрочные вспышки. Например, механистический материализм, спустившись с 23,6 % в I в. до н. э. до 1,3% в I в. н. э., затем поднялся до 2,9% во II в. и до 3% в III в. н. э. Идеализм тоже стал более экстремальным; причем крайний плюралистический идеализм рос в ущерб материализму и монистическому идеализму. Короче говоря, данные свидетельствуют о том, что эти столетия были периодом острой борьбы между материалистическим и идеалистическим сознанием, и, хотя идеализм победоносно прогрессировал, он встречал упорное сопротивление со стороны своего главного оппонента.
|
|
Интеллектуальный спектр в сфере системы истины в каком-то смысле почти совпадает с интеллектуальным спектром, очерченным выше. Что касается систем истины, то этот период был отмечен тенденцией к росту истины веры в ущерб другим истинам (разума и чувств). Но истина веры, как и в случае с идеалистической философией, росла главным образом в своих наиболее экстремальных формах — формах мистицизма и фидеизма (особенно в I-III вв. н. э.). В связи с временннм усилением эмпиризма в III в. н. э. наблюдается даже соответствующий рост механистического материализма, хотя его масштабы были гораздо меньше, чем в случае с эмпиризмом.
5) В период с VI по XI в. н. э. сфера истины, так же как и сфера исследуемой проблемы, снова представляются совершенно однородными и во многом сходными: монопольный идеализм (во втором случае) и монопольное господство истины веры (в первом). Идеализм и истина веры опять оказались тесно связанными.
6) Монополия истины веры закончилась в XII в., тогда как монополия идеализма сохранялась еще до XIV в., задержавшись