III. Основные выводы

А. Соотношение с идеациошлъной и чувственной культура­ми. Описав в общих чертах основные флуктуации материализ­ма и идеализма, мы сможем попытаться нарисовать весь интел­лектуальный спектр этой сферы в течение различных изученных нами периодов.

1) Начнем наш анализ с VI в. до н. э. По причинам, упомяну­тым выше, это столетие нужно рассматривать, несмотря на фор­мальное господство «гилозоизма», по сути дела как период мони­стического идеализма, согласно которому «природа» неразрывно соединена с духовным началом. То был период простого, недиф­ференцированного и целостного сознания, без малейшего конф­ликта явно различных философских течений. Идеализм и мате риализм почти ничем не отличались друг от друга, и никаких смешанных теорий еще не наблюдалось.

2) V-IV вв. до н. э. отмечены преимущественно идеализмом. Характер его стал более ярко выраженным и более заметным — так же как и характер материализма. Вдобавок появилось не­сколько смешанных теорий. В целом период был временем диф­ференциации до тех пор нерасчлененного и унифицированного сознания; все главные течения начали отделяться от прежде не­дифференцированного «единства». Самым влиятельным из этих течений был идеализм. В этом смысле рассматриваемая нами сфера обнаруживает сходство с другими составными частями культуры того же периода. Будучи в плане онтологии рацио­нально-идеалистическим, данный период оказывается таким же и в своей системе истины, и в искусстве, и в других областях куль­туры.

3) Далее наши показатели (и по периодам в 20, и по перио­дам в 100 лет) фиксируют в период с III в. до н. э. до начала на-

j5. флуктуация «первых принципов»; I. Идеализм и материализм 367

щей эры упадок идеализма и возрастание материализма, осо­бенно механистического. Это означает, что рост материализма и упадок идеализма идут рука об руку с усилением эмпиричес­кой системы истины (истины чувств) и ослаблением идеалисти­ческого рационализма. Оба эти фактора означают усиление чув­ственной культуры.

4) С начала нашей эры и до VI в. наблюдается (особенно если судить по показателям 100-летних периодов) новый нарастаю­щий прилив идеализма как среди христианских, так и среди язы­ческих мыслителей. Тем не менее в это же самое время становит­ся еще более крайним противоположное течение, особенно радикальные формы материализма. В процессе своего угасания они продемонстрировали краткосрочные вспышки. Например, механистический материализм, спустившись с 23,6 % в I в. до н. э. до 1,3% в I в. н. э., затем поднялся до 2,9% во II в. и до 3% в III в. н. э. Идеализм тоже стал более экстремальным; причем крайний плюралистический идеализм рос в ущерб материализ­му и монистическому идеализму. Короче говоря, данные свиде­тельствуют о том, что эти столетия были периодом острой борь­бы между материалистическим и идеалистическим сознанием, и, хотя идеализм победоносно прогрессировал, он встречал упор­ное сопротивление со стороны своего главного оппонента.

Интеллектуальный спектр в сфере системы истины в каком-то смысле почти совпадает с интеллектуальным спектром, очер­ченным выше. Что касается систем истины, то этот период был отмечен тенденцией к росту истины веры в ущерб другим исти­нам (разума и чувств). Но истина веры, как и в случае с идеалис­тической философией, росла главным образом в своих наибо­лее экстремальных формах — формах мистицизма и фидеизма (особенно в I-III вв. н. э.). В связи с временннм усилением эмпи­ризма в III в. н. э. наблюдается даже соответствующий рост ме­ханистического материализма, хотя его масштабы были гораз­до меньше, чем в случае с эмпиризмом.

5) В период с VI по XI в. н. э. сфера истины, так же как и сфера исследуемой проблемы, снова представляются совершен­но однородными и во многом сходными: монопольный идеа­лизм (во втором случае) и монопольное господство истины веры (в первом). Идеализм и истина веры опять оказались тесно свя­занными.

6) Монополия истины веры закончилась в XII в., тогда как монополия идеализма сохранялась еще до XIV в., задержавшись


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: