жегся истинным или научным — а большинство ученых-обществоведов данного периода считали свои позиции научными, а универсалистскую точку зрения метафизической20, — является по большей части отражением характера культуры, которая в данный момент господствует. Господство чувственной культуры благоприятствует появлению социологического сингуляриз-ма и признанию его «научности», тогда как господство культуры идеациональной или идеалистической ведет к тому, что истинной или «научной» признается универсалистская или мис-тико-интегралистская идеология. Как видим, и здесь социальные отношения решительно влияют на эпистемологию, методологию, логику и отбор «фактов». Они «дурачат» ученых, путающихся в понятиях о том> что научно и истинно, а что — нет. Научный характер современного сингуляризма в социологии и социальных науках вообще является с этой точки зрения не более и не менее научным, чем характер теорий универсалистских.
Полная, абсолютная и вечная истина в этой области тоже является «белой»21, будучи в некотором смысле синтезом обеих теорий и чего-то еще. Вот то, что можно сказать об этом аспекте «социологии социологии, излагаемой в учебниках и монографиях».
|
|
Пока что этих выводов достаточно. Некоторые другие будут добавлены в следующей главе, в которой рассматривается та же тема, но в более узком и специфическом аспекте.
Начав с номинализма и реализма, мы сузили предмет исследования до сингуляризма и универсализма, рассматриваемых в качестве его социальных форм. Теперь мы намерены сузить тему еще больше, чтобы исследовать научно-правовые концепции юридического лица, которые были сформулированы в течение того же самого периода в рамках тех же самых культур.
ФЛУКТУАЦИЯ «ПЕРВЫХ ПРИНЦИПОВ»: V. ФЛУКТУАЦИЯ РЕАЛИСТИЧЕСКИХ, НОМИНАЛИСТИЧЕСКИХ И СМЕШАННЫХ КОНЦЕПЦИЙ РЕАЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА — КОРПОРАЦИЙ (UNIVERSITAS PERSONARUM, ИЛИ COLLEGIA PERSONALIA) И УЧРЕЖДЕНИЙ (UNIVERSITAS BONORUM, ИЛИ COLLEGIA REALIA) '