сализм (в смысле подчинения единичного трансцендентному — Богу или чему-то подобному) улетучивался. Его место все активнее занимал эмпирический универсализм, который настаивает на подчиненном и производном характере единичного по отношению к эмпирическому всеобщему: государству, классу, социальной группе, семье, союзу, партии и т. д., — и по вполне эмпирическим причинам. Место Церкви, или corpus mysticum13, постепенно стали занимать государство, человечество, классы (пролетариат и др.), синдикаты, вообще ассоциации и другие общественные организации, рассматриваемые не трансцендентально, а эмпирически.
Сходным образом претерпел несколько изменений в течение этих столетий и возрождавшийся сингуляризм. Он состоял из нескольких ответвлений различного оттенка: сингуляризм спи-ритуальный, сингуляризм либеральный, сингуляризм анархистский, сингуляризм штирнеровского типа, ибсеновского типа14 и «буржуазного типа», с его правами человека и гражданина и прозаическим девизом «живи и жить давай другим». Общая тенденция сингуляризма в эти столетия состояла, вероятно, в том, что трансцендентальные мотивы христианского сингуляризма улетучивались и на смену человеку как чисто духовному существу пришел «бихевиористский индивид». Он состоял из «анатомии и физиологии», обладал «рефлексом и привычками», был наделен психоаналитическим «либидо» 15 и тому подобными «комплексами», сопровождающимися вечным смятением «сердца» и «ума», «совести и сознания». Б плане онтологическом и этическом сингуляризм все более пропитывался духом эвдемонизма, гедонизма, утилитаризма и бихевиоризма. Не спасение или вечные муки души, а «наибольшее счастье» индивида — только лишь для него самого или же для «наибольшего числа людей» — становится теперь целью сингуляризма.
|
|
Как уже упоминалось, чрезвычайно характерной чертой этих столетий было то, что из всех разновидностей сингуляризма особенно усилился коллективистский сингуляризм, или — можно сказать и так — сингуляристский коллективизм.
Таким образом, приведенные выше данные ясно свидетельствуют о том, что флуктуация универсализма и сингуляризма безусловно связана с флуктуацией идеациональной и чувственной культур и является одним из ее компонентов и признаков.
С. Если обратить внимание на незначительные флуктуации, происходящие в короткие периоды, то будет заметно, что крайний и умеренный универсализм, независимо от своей общей свя-
18. Флуктуация «первых принципов»: IV, Универсализм и сингуляризм 443
зи с усилением и господством идеациональной культуры, как правило, вспыхивает в определенные периоды. Это либо периоды существования крепко сплоченных, могущественных групп, наподобие племен, или других родственных групп, как, например, в Греции до V в. до н. э., либо в периоды становления крупных социальных институтов, таких как государство и церковь, когда создается их организационная структура, происходит концентрация их власти и расширяются их контрольные функции. Самый недавний пример — небольшое, но несомненное усиление универсализма, начавшееся в период с 1900 по 1920 г. и продолжающееся до сих пор. Это период резкого возрастания абсолютизации власти государства и различных диктаторов, расширения регулятивных и регламентирующих функций государства почти во всех странах Европы. Достаточно хотя бы бегло ознакомиться с фашистскими и профашистскими, коммунистическими и прокоммунистическими, гитлеровскими и прогитлеровскими режимами, с ростом тоталитарных тенденций в демократических странах, с установленными законами и выработанными доктринами, чтобы увидеть весьма заметный рывок в направлении если не к чистому и последовательному универсализму, то, по крайней мере, к грубой его форме, противостоящей всем видам сингуляризма, за исключением разве что сингуляризма коллективистского. Такой поворот является еще одной разновидностью того «мятежа» против чувственной культуры, вспыхнувшего в конце XIX — начале XX в., с которым мы уже сталкивались и в области искусства, и в большинстве других составных частей культуры. Его согласованность с «античувственными мятежами» в других сферах заслуживает того, чтобы о ней упомянуть. Если взять их в совокупности, то о/дет ясно, что этот всеобщий «мятеж» безусловно имеет мес^о н охватывает почти все аспекты нашей культуры.
|
|
Высказанную гипотезу нетрудно доказать и чисто логическим путем. Когда возникает крупная социальная организация, с ее могущественным всевидящим правительством, реальная власть индивидов как таковых и их свободных и добровольных ассоциаций уменьшается. Если они становятся в оппозицию к Левиафану1б и его правительству, то их безжалостно уничтожают. Если же они его поддерживают, то их поддержка усиливает власть и могущество диктатора. В обоих случаях индивид становится в социальной реальности quantite negligeable17.
Что касается периодов подъема мистического интегрализма, то он, помимо его фундаментальной связи с господством идеа-