циональной культуры, по-видимому, имеет тенденцию к росту в периоды великих социальных бедствий и катастроф и вообще в периоды, когда существующая социокультурная система приходит в расстройство и пока ее разрушение, ее упадок не сменятся установлением нового прочного социокультурного порядка. По крайней мере, длительное процветание мистического интег-рализма в первые шесть веков нашей эры и его небольшие подъемы в течение этого и последующих периодов хорошо согласуются с высказанной гипотезой.
Наконец, что касается малых или краткосрочных колебаний сингуляризма вверх и вниз (его основная динамика есть «функция» определенного типа доминантной культуры), то их главные «факторы» или причины являются полной противоположностью тем причинам, которые вызывают колебания универсализма и мистического интегрализма, хотя в колебаниях крайнего сингуляризма такие факторы, как «отчаяние» и бедствие, тоже могут играть некоторую роль. Мы уже знаем, что глобальные бедствия способны превращать одних людей в «стоиков» и «мистиков», а других — в вульгарных «эпикурейцев», живущих согласно гедонистическому девизу «carpe diem» (закон поляризации). Если доминантная культура относится к чувственному типу, то политические и социокультурные бедствия усиливают у людей и групп чувственного склада, как правило, мотивы крайнего сингуляризма: раз государство или общество, культура или иного рода надындивидуальный порядок, организация и ценность претерпевают кризис и не обеспечивают нашей безопасности или максимума наслаждений — долой их, пусть они убираются к черту! И пусть умные люди сосредоточатся на самих себе и вообще да здравствует индивидуализм!
|
|
Впрочем, крайний сингуляризм может быть вызван и длительным комфортным, эпикурейским благополучием. Люди, которым наскучило их спокойное существование в рамках государства или другой общественной организации, легко могут в поисках острых ощущений и переживаний, прийти к «капризному» син-гуляризму — как к одной из своеобразных сильных эмоций.
Что касается умеренных форм сингуляризма, то они являются спутниками сравнительно процветающей, комфортной и уравновешенной чувственной культуры, до тех пор пока она не распадется и не сенсуализируется или не будет вытеснена идеалистической культурой, в рамках которой умеренные формы сингуляризма перемешаются с формами умеренного универсализма.
18. Флуктуация «первых принципов»: IV. Универсализм и сингуляризм 445
Наконец, небольшие вспышки коллективистского сингуляризма тоже, по-видимому, случаются чаще в периоды кризисов, особенно глубоких, когда существовавшая прежде культура и социальный строй стремительно клонятся к упадку. По крайней мере, периоды с 1500 по 1540 г. и с 1880 по 1920 г. подтверждают эту теорию. Исторические свидетельства также говорят о том, что в истории Греции и Рима вспышки этого течения происходили преимущественно в такие периоды.
|
|
Точно так же и в Средние века, с XII по XV в., смешанный коллективистский сингуляризм-мистицизм, носителями которого были различные секты (некоторые арнольдисты, лионские бедняки, утраквисты, патарии, катары, вальденсы, «спиритуа-лы», богемские братья, «флагелланты», табориты, «миллена-рии», «ковенантуалы», фратичелли18 и др.), наблюдался именно в переходный период от идеациональной культуры к чувственной, не говоря уже о том, что некоторые из этих сект вместе с их «идеологиями» появились на свет в годы катастроф и бедствий. В этом смысле коллективистский сингуляризм-мистицизм, как и мистический интегрализм и отчасти крайний сингуляризм, является «безнадежной формой» сингуляризма, который пытается отстраниться от трудностей, уподобляясь универсализму или мистическому единению, но без их внутреннего содержания и ценности.
Катастрофический характер периода, наступившего после 1914 г., во многом обусловил нынешнюю вспышку коллективи-сткого сингуляризма. Это почти всегда феномен, связанный с кризисом и переходом, и очень редко — с конструктивным развитием событий, когда создается новый, внутренне паянный социальный организм или новый общественный строй, который держится за счет своей внутренней ценности, без такого «цемента», как грубейшее принуждение и насилие. Тем не менее, как признак «мятежа» против чувственной культуры, коллективистский сингуляризм симптоматичен, и, может быть, его разрушительная работа мостит путь для наступления подлинного универсализма — не с внешним, а с внутренним, «семейственным» сплочением и объединением индивидов в подлинный союз, приближающийся по типу к дружной семье. Такую роль, возможно, он и играет сейчас, когда в нашем обществе распада-ются сингуляристские договорные узы.
Вот то, что касается малых флуктуации исследуемых течений и их причин (факторов).