целей и условно понимаемая «как если 6bi»(als ob!) она существовала реально, хотя на самом деле ее нет. Это всего лишь условная и полезная фикция. Как и другие теории, номиналистическая концепция юридического лица имеет несколько разновидностей, начиная от крайнего номинализма, рассматривающего юридическое лицо как чистую фикцию, которой ничто не соответствует в реальности и которая есть не что иное, как простая сумма индивидов и отдельных комплексов материальных объектов, — вплоть до умеренного номинализма, признающего, что, хотя юридическое лицо не обладает никакой реальностью, независимой и отличной от реальности его членов, тем не менее особое сочетание этих членов создает действительность, отличающуюся от той, чем они являются, будучи простой суммой индивидов, не связанных правовыми или другими отношениями.
С. Смешанная концепция. В интервале между реалистической и номиналистической концепциями находится множество концепций промежуточного характера, которые соединяют в себе различные черты этих обеих. Одна из важнейших разновидностей промежуточных теорий — концептуализм. Концептуализм в юриспруденции (как и в онтологии) утверждает, что в транссубъективном социальном мире нет такой реальности sui generis как юридическое лицо, которая не была бы производной от реальности составляющих его индивидов и их собственности. В этом смысле данная теория близка к номиналистической концепции. Но, по нашему мнению, есть концепция юридического лица, рассматривающая его не как простую сумму его членов, а как нечто, обладающее независимым существованием, то есть как концептуальную реальность. Согласно концептуалистской теории, юридическое лицо существует как реальность sui generis в нашем сознании, хотя и не существует во внешнем социальном мире. Здесь она близка реалистической концепции юридического лица. Эта теория, в свою очередь, имеет несколько разновидностей, одни из которых незаметно переходят в умеренные формы реализма, а другие — номинализма.
Таковы основные типы концепций природы и реальности юридического лица и коллективного сообщества как такового. Как видим, они являются не чем иным, как различными толкованиями проблем реализма, концептуализма и номинализма вообще и универсализма и сингулярности — в частности.
19. Флуктуация «первых принципов»: V. Концепции юридического лица 453