И БЕСЦЕЛЬНО ОСЦИЛЛИРУЮЩЕГО РАЗВИТИЯ
В ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ, КИТАЙСКОЙ
И ВАВИЛОНСКОЙ КУЛЬТУРАХ ___^_
А. Ментальность индийской культуры*, как мы уже знаем, носила преимущественно идеациональный характер. Сколько бы концепций линейного развития мира и человечества ни обнаруживалось в индуистской мысли, преобладающей концепцией оставалось главным образом учение о циклах, или повторениях. Более того, эти циклы и повторения оказываются проявлениями преобразований, которые постоянно претерпевает последняя — духовная — реальность, скажем, Брахма или Вишну4. В зависимости от характера этого преобразования идеациональной, или последней, реальности соответствующую природу и определенную длительность имеют и эм? прически наблюдаемые циклы. В этом плане связь между идесдиснальной ментальностью и концепцией волнообразно-цикличного развития прослеживается совершенно отчетливо. В разных индуистских источниках имеется несколько вариантов этой концепции, но все они обнаруживают общий — вышеописанный — характер.
Типичный и один из самых развернутых вариантов представлен в «Вишну-пуране»5. Вот несколько цитат из нее. «Время производит и разрушает все творения... В период творения бог богов созидает; в период длительности — сохраняет созданное, а в конце (всего) он должен все и вся уничтожить»6.
Созидание и разрушение без конца повторяются.