И. Преобладание теорий цикличного

И БЕСЦЕЛЬНО ОСЦИЛЛИРУЮЩЕГО РАЗВИТИЯ

В ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ, КИТАЙСКОЙ

И ВАВИЛОНСКОЙ КУЛЬТУРАХ ___^_

А. Ментальность индийской культуры*, как мы уже зна­ем, носила преимущественно идеациональный характер. Сколько бы концепций линейного развития мира и человече­ства ни обнаруживалось в индуистской мысли, преобладающей концепцией оставалось главным образом учение о циклах, или повторениях. Более того, эти циклы и повторения оказывают­ся проявлениями преобразований, которые постоянно претер­певает последняя — духовная — реальность, скажем, Брахма или Вишну4. В зависимости от характера этого преобразова­ния идеациональной, или последней, реальности соответствую­щую природу и определенную длительность имеют и эм? прически наблюдаемые циклы. В этом плане связь между идесдиснальной ментальностью и концепцией волнообразно-цикличного развития прослеживается совершенно отчетливо. В разных индуистских источниках имеется несколько вариантов этой концепции, но все они обнаруживают общий — вышеописанный — харак­тер.

Типичный и один из самых развернутых вариантов представ­лен в «Вишну-пуране»5. Вот несколько цитат из нее. «Время про­изводит и разрушает все творения... В период творения бог бо­гов созидает; в период длительности — сохраняет созданное, а в конце (всего) он должен все и вся уничтожить»6.

Созидание и разрушение без конца повторяются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: