Лучшим документальным источником сведений («социальным зеркалом») о нравственном сознании и соответствующих формах поведения или нравах являются своды «официальных» законов данной группы в совокупности с ее «официальными» нравственными предписаниями. Любой санкционированный и функционирующий кодекс «официального» права — самое надежное, относительно самое точное и достоверное отражение нравственного сознания и этической дифференциации поступков на вышеописанные классы. Разумеется, такой «официальный кодекс» не отражает всех подлинных императивно-атрибутивных убеждений членов общества полностью. Всегда есть некоторое различие между тем, как ситуация изображается в «официальном праве», и тем, как она представлена в психосоциальной ментальности членов общества, при этом чем оно больше, тем, стало быть, быстрее изменяется этико-социальная жизнь общества. Поскольку официальные законы нельзя без конца пересматривать, а общественная жизнь меняется посто- | янно, это различие неизбежно. Однако его не следует преувеличивать, особенно если речь идет о давних временах, когда темпы сдвигов в нравственно-правовом сознания и в соответствующих формах поведения были медленными. В целом любой действующий правовой кодекс, который использовался в течение десятилетий и столетий и лежал в основе деятельности судов и органов правосудия, отражает в существенных чертах реальность вполне точно, во всяком случае лучше, чем какой бы то ни было другой источник. Когда его расхождение с нравственным сознанием индивидов выходит за рамки частной области и становится
|
|
25. Флуктуация этика-юридической ментальности 541
заметным, это означает, что кодекс надо изменить или заменить
новым.
После общих рассуждений можно теперь приступить к выяснению вопроса о том, происходили ли в течение времени флуктуации морально-правового сознания на уровне «повседневного шаблонного поведения», и если да, то как и каковы особенности этих флуктуации. Например, изменяются ли все морально-правовые правила и нормы одновременно или же в одной сфере они трансформируются независимо от изменений в других сферах, определяемых официальными юридически-правовыми и моральными кодексами? Другими словами, является ли совокупность таких норм и «законов» единой органичной системой, когда изменение в одной области ведет к изменению всей системы, или же это конгломерация нескольких «кустов» норм, каждый из которых существует сам по себе и, следовательно, изменяется независимо от других? Наконец, связаны ли изменения в области морально-правового сознания, как это отображено в «официальном» праве и нравственных нормах, с чередованием идеациональной и чувственной культур, и если да, то в какой мере и как?
|
|
В данном — сокращенном — издании я привожу только выводы более обширного исследования кодексов права — уголовного, гражданского и других — опубликованного в полном тексте «Динамики».
1) Хотя количественно-качественная флуктуация наказаний, осуществляемых на практике, не соответствует кривой наказаний, зафиксированных в соответствующих уголовных кодексах, тем не менее в таких кодексах в целом о-фажаются колебания кривой жестокости (но не количества) наказаний в реальной социальной действительности. Кроме к[ атхосрочных законов (вроде тех, что принимаются во время революции и иногда живут столь недолго, что их не включают и не используют в действующем уголовном законодательстве; или же тех, что отменяются во время революции, когда право осуществляется другими органами), долговременные уголовные кодексы отражают главные изменения в морально-правовом сознании и карательной системе. Но флуктуация состава уголовно наказуемых поступков, так же как количество и суровость наказаний, представлены в кодексе не так подробно, как это имеет место на самом деле. Кодекс в этом отношении напоминает