В зеркале уголовного права

Лучшим документальным источником сведений («соци­альным зеркалом») о нравственном сознании и соответствующих формах поведения или нравах являются своды «официальных» законов данной группы в совокупности с ее «официальными» нравственными предписаниями. Любой санкционированный и функционирующий кодекс «официального» права — самое на­дежное, относительно самое точное и достоверное отражение нравственного сознания и этической дифференциации поступ­ков на вышеописанные классы. Разумеется, такой «официаль­ный кодекс» не отражает всех подлинных императивно-атрибу­тивных убеждений членов общества полностью. Всегда есть некоторое различие между тем, как ситуация изображается в «официальном праве», и тем, как она представлена в психосо­циальной ментальности членов общества, при этом чем оно больше, тем, стало быть, быстрее изменяется этико-социальная жизнь общества. Поскольку официальные законы нельзя без конца пересматривать, а общественная жизнь меняется посто- | янно, это различие неизбежно. Однако его не следует преувели­чивать, особенно если речь идет о давних временах, когда темпы сдвигов в нравственно-правовом сознания и в соответствующих формах поведения были медленными. В целом любой действую­щий правовой кодекс, который использовался в течение десяти­летий и столетий и лежал в основе деятельности судов и органов правосудия, отражает в существенных чертах реальность впол­не точно, во всяком случае лучше, чем какой бы то ни было дру­гой источник. Когда его расхождение с нравственным сознани­ем индивидов выходит за рамки частной области и становится

25. Флуктуация этика-юридической ментальности 541

заметным, это означает, что кодекс надо изменить или заменить

новым.

После общих рассуждений можно теперь приступить к выяснению вопроса о том, происходили ли в течение време­ни флуктуации морально-правового сознания на уровне «по­вседневного шаблонного поведения», и если да, то как и ка­ковы особенности этих флуктуации. Например, изменяются ли все морально-правовые правила и нормы одновременно или же в одной сфере они трансформируются независимо от изменений в других сферах, определяемых официальными юридически-правовыми и моральными кодексами? Други­ми словами, является ли совокупность таких норм и «зако­нов» единой органичной системой, когда изменение в одной области ведет к изменению всей системы, или же это конгло­мерация нескольких «кустов» норм, каждый из которых су­ществует сам по себе и, следовательно, изменяется незави­симо от других? Наконец, связаны ли изменения в области морально-правового сознания, как это отображено в «офи­циальном» праве и нравственных нормах, с чередованием идеациональной и чувственной культур, и если да, то в ка­кой мере и как?

В данном — сокращенном — издании я привожу только выводы более обширного исследования кодексов права — уго­ловного, гражданского и других — опубликованного в полном тексте «Динамики».

1) Хотя количественно-качественная флуктуация наказа­ний, осуществляемых на практике, не соответствует кривой на­казаний, зафиксированных в соответствующих уголовных ко­дексах, тем не менее в таких кодексах в целом о-фажаются колебания кривой жестокости (но не количества) наказаний в реальной социальной действительности. Кроме к[ атхосрочных законов (вроде тех, что принимаются во время революции и иногда живут столь недолго, что их не включают и не использу­ют в действующем уголовном законодательстве; или же тех, что отменяются во время революции, когда право осуществ­ляется другими органами), долговременные уголовные кодексы отражают главные изменения в морально-правовом сознании и карательной системе. Но флуктуация состава уголовно на­казуемых поступков, так же как количество и суровость нака­заний, представлены в кодексе не так подробно, как это имеет место на самом деле. Кодекс в этом отношении напоминает


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: