ровную «среднюю» кривую, из которой удалены многочисленные погрешности и отклонения. Флуктуации преступлений и наказаний в социальной реальности более сильные и неровные. Кроме того, по кодексам нельзя судить обо всех флуктуаци-ях — порой огромных, — происходящих в период, который отделяет один кодекс от другого, особенно если этот период длится десятилетия, а то и столетия. Долговременно функционирующие кодексы действуют в нормальные времена и рассчитаны на долгий срок в нормальных условиях; периоды чрезвычайных кризисов с их системами «правосудия» и наказания в них не отражены; если же принимается «чрезвычайный кодекс», то он, как правило, отражает действительность совершенно извращенно.
С учетом этих оговорок кодексы оказываются относительно точными индикаторами изменений в уголовной и карательной сферах, имеющих место на протяжении исторического существования данного социального тела.
2) В относительно интегрированных культурах уголовное право также отражает основные изменения в их внутреннем характере. Если мы проследим флуктуацию идеационального и чувственного типов культуры, то увидим, что кодексы отражают эту флуктуацию и в уголовной, и в карательной частях. Когда культура переходит от чувственной или даже субкультурной формы к идеациональной, преобразование проявляется и в сфере криминалистики:
a) растет число деяний, квалифицируемых как уголовно наказуемые, — ряд поступков, которые не считались уголовными в чувственный или субкультурный периоды, теперь включены в этот разряд;
b) большинство таких вновь установленных преступлений носит идеациональный характер. Это действия, оскверняющие идеациональные ценности, особенно религиозные. Поэтому большую часть таких преступлений составляют, если воспользоваться общепринятой терминологией, преступления против религии и абсолютных нравственных принципов. Соображения утилитарного, гедонистического, эвдемонистического порядка — на индивидуальном или социальном уровнях — при установлении этого нового типа преступлений играют незначительную роль;
25. Флуктуация этико-юридической ментальности 543
с) вводятся формы наказания, которые тоже имеют идеациональный характер, например, запрет на похороны по христианскому обряду, предание анафеме, наложение интердикта' и т. п. Уголовное право идеациональной культуры направлено на то, чтобы с особой суровостью карать за идеациональные преступления против религии.
3) Переход от идеациональной к чувственной форме культуры отмечен появлением в уголовном праве особенностей противоположного свойства, а именно — исключением из разряда уголовно наказуемых почти всех идеациональных преступлений, то есть почти всех преступлений против религии и идеациональных ценностей вообще. Если какие-то из них и остаются, то в основном только потому, что по чисто утилитарным соображениям их исключение представляло бы некоторую опасность.
Иначе говоря, в чувственных уголовных кодексах уголовно наказуемыми считаются те деяния, которые представляются опасными для общества или для властей предержащих с позиций утилитаризма, гедонизма, эвдемонизма2. Если такой угрозы нет, кодексы признают подобные поступки нормальными и дозволенными, хотя с идеациональной точки зрения многие из них оказались бы тяжкими преступлениями, квалифицируемыми как «смертный грех», «богохульство», «кощунство», «страшнейшее надругательство» и т. д. С другой стороны, такие кодексы производят переоценку тяжести преступлений, рассматривая в качестве тяжелейших те поступки, которые с гедонистическо-утилитарной точки зрения более опасны для гедонистично-угилитарных ценностей данного общества и особенно его командно-ynp являющих
структур.
В соответствии с этим принципом перечень преступлений Против собственности и телесного комфорта з таких кодексах увеличивается.
Изменения в карательной части состоят з отмене уголовного наказания за большинство идеациональных преступлений; в Чрезвычайном смягчении наказания за немногие идеациональные проступки, которые остаются наказуемыми; в отмене большинства наказаний чисто идеационального характера, таких как ^нафема, запрет на христианские похороны и т. д.
Что касается относительной суровости и количества наказаний в идеациональных и чувственных кодексах, то едва ли есть