II. Флуктуации форм социальных отношений в западных обществах

А. С VIII по XIV в. Результаты краткого анализа спектра социальных отношений и связей во всех наиболее значитель­ных группах Средневековья — приблизительно с VII-VIII вв. до XIII-XIV вв., можно обобщить в виде следующих утвержде­ний.

1} Преобладающим типом социальных отношений и связей, которые просматриваются во всех значительных группах сред­невекового общества и из которых соткана ткань их социаль­ной жизни, является семейственный — с разной степенью ин­тенсивности и чистоты. Это главная тенденция, характерная для всех социальных отношений внутри церкви, семьи, гильдий, кор­пораций, братских союзов. В то же время это главный стержень системы внутригосударственных отношений — короля и его подданных; короля и его властного окружения. Это касается, но в меньшей степени, и армии. Точно так же семейственность доминирует в сельских общинах и городских коммунах. Нако­нец, феодальная fidelitas' — самая распространенная форма, связующая воедино свободных людей и свободные классы или

27. Флуктуация договорных и принудительных отношений 575

сословия средневекового общества, — тоже является по свое­му внутреннему характеру преимущественно семейственной, несмотря на порой полудоговорную форму установления этих уз. Если тщательно проанализировать, то fidelitas можно рас­сматривать как наиболее универсальную форму социальных от­ношений в Средние века. Все это означает, что «стиль» рассмат­риваемого здесь общества — несомненно семейственный, или, как его иногда называют, патриархальный. Последний термин вполне корректен, хотя многие из тех, кто его употребляет, не всегда осознают его глубокий смысл.

2) Бок о бок с этим преобладающим типом просматрива­ются и другие основные формы. Так, например, существует по­чти во всех группах договорной тип связи. Особенно заметную роль играет он в процессах вступления в члены каждой из этих групп и учреждении внутригрупповых отношений, а также меж­ду самими группами. Так же и fidelitas почти всегда рождается на основе торжественных договоров. Если обратить внимание не на внутренний характер установившихся связей, а на обычай их установления, то средневековое общество следовало бы счи­тать преимущественно договорным. Но в силу вышеизложен­ных причин, мы должны четко различать две вещи: способ уста­новления тех или иных связей и характер самих отношений. Если принять во внимание последний аспект, то едва ли может быть сомнение в том, что основой ткани средневекового общества была семейственность.

Вместе с тем имели свою долю в структуре социальной жизни этого периода и принудительные отношения. Они, по-видимо­му, были тем главным «канатом», посредством которого выс­шие, свободные классы общества были связаны с классами по­лусвободными и закабаленными. «Стык», на котором эти два обширных слоя средневекового общества соприк-геапись друг с Другом, состоит в основном из связи такого рода. Семействен­ные и договорные отношения тоже были связующими «каната­ми» между «фундаментом» и «верхними этажами» средневеко­вого здания, но их роль на этом особом стыке была довольно второстепенной. С другой стороны, следует подчеркнуть, что в Деле цементации отдельных частей, будь то «фундамент» или «верхние этажи», семейственные отношения играли более важ­ную роль, чем принудительные. Как мы уже видели, отношения между членами как полусвободных, так и несвободных классов строились в основном именно по семейственному образцу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: