Помимо упомянутого выше «стыка», принудительные отношения играли важную роль, объединяя различные группы и индивидов в ходе военных кампаний. Они присутствовали также — хотя и на второстепенных ролях — в структуре всех средневековых организаций.
Такова краткая характеристика «социальной ткани» средневекового общества.
3) Переходя от раннего средневековья к XII-XIII вв., мы замечаем изменения в социальной ткани. Главным из них, по-видимому, является то, что нити договорного типа встречаются все чаще и чаще. Начиная приблизительно с конца XI — начала XII в., договорной характер все больше окрашивает феодальные отношения типа fidelitas, государственную систему, семейные отношения, гильдии, корпорации, церковное братство, городские коммуны, военную среду и даже связи между свободными и несвободными классами. Семейственные отношения начинают понемногу ослабевать — и качественно и количественно. То же самое справедливо, наверное, и относительно принудительных отношений. Иными словами, средневековое общество начинает двигаться в сторону общества договорного типа. Пока что это движение находится лишь в своей начальной стадии, но все же очевидность его несомненна.
Таков главный результат вышеописанного анализа. Его значение для нашей основной темы, его связь с понятием об идеа-циональной и чувственной культурах будут рассмотрены ниже. А пока нужно лишь отметить, что период господства идеацио-нальной культуры совпадает с периодом господства семейственного типа социальных отношений. Период же доминирования идеалистической культуры (ХП-ХШ вв.) отмечен некоторым ослаблением семейственных и отчасти принудительных отношений и усилением отношений договорных. Здесь наблюдается своеобразный синтез и более равное распределение всех основных форм социальных связей, хотя все же — при господстве семейственного типа. Это любопытное отражение самой сути идеалистической культуры как «культуры органичной», соединяющей чисто идеациональные и чувственные элементы при господстве идеациональной формы.
В. От XIV до XVI в. Изучая изменения в основных организованных социальных группах Франции и Германии, происходившие в течение этого периода, мы приходим к заключению, что главное изменение состояло в ослаблении семейственных связей