чьими устами боги вкушают жертвоприношения, и кого они наделили манасом? Из всего существующего самое лучшее то, что одушевлено, из одушевленных существ лучшие те, кто наделен разумом, из людей разумных лучшие — мужи, из мужей — брахманы... Рожденный брахманом непрестанно воплощает дхарму3, ибо он живет ради дхармы и для того, чтобы Веды не предавались забвению»4.
В приведенных цитатах содержится четкое указание на идеа-циональные основы главенства касты брахманов.
С многочисленными вариациями те же самые принципы можно обнаружить во всех идеологиях, которыми руководствуется теократически-идеациональная аристократия и которые лежат в основе теократических форм правления, будь то буддизм (далай-лама как воплощенный Будда), даосизм, ислам, иудаизм, религия древних египтян и т. д. Во всех подобного рода идеологиях и правовых учениях подчеркивается идеациональный — а не какой-нибудь иной — источник власти аристократии. Всякая чисто светская власть, даже царская, объявляется подчиненной идеациональной власти и тем, кто ею обладает, если только сам царь не является главой теократии (как на Тибете, на ранних этапах истории Арабского Халифата или в Древнем Египте).
|
|
Если наши знания о «примитивных народах»5 надежны, то эти сведения, по-видимому, тоже подтверждают высказанные нами предположения. Изучение соответствующих фактов показывает в первую очередь, что культура некоторых примитивных племен (например, индейцев-зуньи6 и отдельных племен полинезийцев) гораздо идеациональнее, чем у многих других первобытных народов. У идеациональных племен формы правления и господства носят соответственно значительно более теократический характер, чем у групп, являющихся носителями чувственной культуры. Достаточно внимательным образом изучить формы правления и господства у индейцев-зуньи, чтобы понять их явно выраженный теократический характер. Столь же теократичны режим и формы руководства у идеациональных племен Полинезии или Самоа. Правящее сословие, «аристократия» и вождь облекают свою власть покровом «святости» (Heiligkeit), приписывают ей всевозможные магические свойства и считаются воплощенными божествами. Короче говоря, формы правления обладают здесь всеми наиболее существенными чертами теократии.
28. Флуктуация теократических и светских форм господства 603
У других племен, с более развитыми элементами чувственной культуры, политический режим и принципы правления носят соответственно и более чувственный характер. Верхние слои общества часто характеризуются как «светская аристократия» или даже «плутократия», а их авторитет основан либо просто на том, что они занимают свое положение по праву наследства, либо на физической силе, или же на той практической пользе, которую они приносят своему племени, и т. п.
|
|
Наши предположения, хорошо подтверждаемые данными, заимствованными из разных культур и обществ, подтверждаются также и во времени — данными о флуктуации теократических и светских (или чувственных) форм правления и господства в истории греко-римского общества и Западной Европы. Напомним основные фазы этой флуктуации.
В Греции в самый ранний период ее истории существовала жреческая монархия. Царь в первую очередь считался верховным священнослужителем, или же pontifex maximus7.
«В социальной системе Античности религия была абсолютным законодателем; государство представляло собой религиозное сообщество, царь был в то же время и первосвященником, а судья — лицом духовного сана; закон считался священной формулой, патриотизм приравнивался к благочестию, а изгнание — отлучению от богов»8. Так обстояло дело до VI в. до н. э. — в период, когда греческая культура представляется во всех составных ее частях преимущественно идеациональной.
В. К VI в. до н. э. теократически-ид еациональная основа правления и социально-политического господства заметно расшаталась. Уже во времена, предшествовавшие Солону, (\*ы обнаруживаем — по крайней мере, в Афинах — власть и Господство богачей и тех, чье могущество опирается на физическую силу. Соответственно в течение VI и последующих столгтмй мы замечаем в большинстве греческих государств (за исключением, пожалуй, Спарты) все более углубляющуюся де-идеационализацию или секуляризацию правительства и социально-политической аристократии. В течение всего периода, начавшегося в VI в. до н. э. и закончившегося потерей Грецией независимости во II в. До н. э., значение религиозно-теократической сути правительства, аристократии, их престижа и первенства постоянно и все больше падает, а богатство, сила кулака и оружия, политическое вероломство, «интеллектуализм» и прочие такого же рода факторы начинают играть все более важную роль во всех внут-