1) отмена всех законов, которые ее не устраивают (зачастую включая и те, которые она сама обещала);
2) запрет любых религиозных, моральных или научных верований, теорий, взглядов, убеждений, которые противоречат идеям фракции;
3) стремление создать свою собственную «идеологию» — пролетарскую, фашистскую, расистскую, национальную, социалистическую или обосновывающую «Новый курс»25, назначение которой — заменить все устраненные ценности;
4) обязательное вколачивание в сознание молодежи в школах и вне школ единственной доктрины — своей, наспех скроенной;
5) запрет на все оппозиционные высказывания путем нала-гания штрафов и прочих санкций, а также строжайшая цензура во всех средствах массовой информации;
6) захват всех средств коммуникации и использование их исключительно для пропаганды правительственной доктрины.
Затем появляются другие, еще более «весомые» средства удержания власти: создаются специальные охранные органы (с их секретной полицией и террористическими «комиссиями»: ГПУ, ОГПУ, Гестапо26 и т. п.). Эти силовые структуры начинают играть решающую роль, особенно в стратегически важных областях; они, разумеется, не гнушаются физическим истреблением противников.
|
|
В некоторых странах все это делается открыто, без каких-либо церемоний; в других — более мягко, с соблюдением приличий и благопристойности, якобы в соответствии с законом. Но тенденция повсюду одна и та же. Закон не слишком сильно связывает руки современным правительствам, если он юс не устраивает. Если договор или клятвенное обещание, которое заключило или дало само правительство, становится для него неудобным, то оно нарушает его, не задумываясь, рвет, как «клочок бумаги». Не связывают правительство и ни религиозные, ни моральные, ни какие другие ценности — научные, эстетические или культурные. С другой стороны, любая теория, какой бы глупой она ни была, возводится в ранг вечной истины, если она играет на руку правительству. То же самое справедливо и в отношении искусства. Все те ценности, которые не выполняют одну-един-ственную, самую непосредственную утилитарную задачу — защищать и усиливать власть, находящуюся в руках правительства, — отвергаются и осуждаются самым бесцеремонным
28, Флуктуация теократических и светских форм господства 609
образом. Человечество зашло в этом направлении настолько далеко, что сказанное справедливо относительно не только идеа-циональных, но даже и главных чувственных ценностей. Их значение упало до самых узких, утилитарных и сиюминутных требований данной партии. Здесь утилитаризм удушает сам себя, жертвуя общими и прочными утилитарными ценностями из-за более частных, служащих лишь немедленной цели. Поэтому стоит ли удивляться, что власть и политика утратили весь свой ореол и рассматриваются как игра, в которой одна беспардонная фракция пытается победить другую? Эта игра цинична и беспринципна. То же самое происходило в чувственной эллинистической Греции и чувственном Риме, где мы наблюдаем бесконечные восстания, перевороты, революции; чрезвычайно жестокую борьбу за власть между многочисленными партиями; где действует множество бесцеремонных авантюристов, пытающихся захватить власть, претендовать на которую у них нет никакого права, зато есть единственная возможность захватить ее — сила.
|
|
«Сила опять стала правом». Суть происходящего состоит в том, что идет драка одной материальной силы с другой, без всяких идеациональных, идеалистических или хотя бы достойных чувственных соображений и оправданий.
Политические идеологии отражают эту реальность. Лицемерие, ложь, цинизм, пристрастность, фракционность, пренебрежение истиной и вечными ценностями — все это заметные черты нынешних политических идеологий, независимо от того, являются ли они коммунистическими, социалистическими, фашистскими, нацистскими, консервативными, либеральными или демократическими.
В той или иной степени эти черты присущи им з(им. Все идеологии провозглашают свою «непредубежденность», «объективность», «научную достоверность» и «справедливость», и все их приверженцы нарушают свои обещания при первом удобном случае. Особенно печально положение людей и групп, которые действительно стремятся быть беспристрастными. Не отождествляя себя ни с одной из этих фракций, они не могут ниоткуда получить помощь, а удары сыплются на них отовсюду.
Есть идеологии, которые носят характер «цинический». Они открыто признают, что являются всего лишь средствами — своего рода «деривациями27 и рационализациями», которые помогают их создателям выполнять определенные практические задачи.
610 Часть 5. Типы и флуктуации систем социальных отношений
Когда идеологии имеют столь «обнаженный» характер, практическая деятельность их носителей тоже лишена приличий.
Соперничающие группировки никогда не делают тайн из того, что собирают силы для решающего удара. Слегка перефразировав, можно применить к ним слова Гоббса: в наше время фракция для фракции lupus est28. Как мы уже видели в предыдущих главах, принудительные отношения восторжествовали повсюду, в том числе и в рассматриваемой нами сфере. Здесь мы опять-таки наблюдаем атомизацию ценностей, в результате которой они в конце концов перемалываются в пыль.
Маловероятно, что такая ситуация и такая тенденция могут сохраняться вечно или даже в течение длительного времени. Рано или поздно должна наступить реакция против перезревшей чувственности в области господства и правления. И поворот может быть совершен только в сторону идеационализма или идеализма. Признаки бунта против перезревшего и циничного режима уже заметны. Поскольку в XIX в. правительственная власть была в руках богачей, находившихся в союзе с чувственной аристократией, эта форма перезревшего чувственного режима себя уже дискредитировала и отчасти отменена. Затем, особенно в самом начале послевоенного периода29, на сцену вышла так называемая радикальная лейбористско-социалистическая разновидность чувственного режима. В считанные годы она тоже потеряла всю свою привлекательность и во многих странах сменилась либо коммунистическими, либо фашистскими, либо другими тоталитарными режимами. Эти режимы пока еще существуют, но в процессе своего неизбежного имманентного развития и они либо уже подорвали свое существование и потеряли всякий престиж и держатся на неприкрытом насилии, либо меняются на наших глазах, отрекаясь от того, что еще вчера одобряли, и одобряя то, что отвергали совсем недавно.
|
|
Цикл чувственного режима приближается к концу. Одна за другой представали перед нашим судом фракции: радикалов и консерваторов, богатых и бедных, аристократов и демократов, рабочих-предпринимателей и крестьян-фермеров — и все они не заслужили оправдательного приговора. Мы еще можем какое-то время дрейфовать вместе с чувственным течением, меняя по ходу дела «одну лошадь на другую». И чем чаще мы их меняем, тем все чаще вынуждены будем менять, пока, наконец, все чувственные группы не пройдут этот цикл «апробации и выбраковки». Конечным итогом этой карусели может быть только
28. Флуктуация теократических и светских форм господства 611
пыль, в которую превратятся все чувственные ценности — пыль, ни на что не годная, ни на что не способная. В пыли общество не может жить долго. Если оно хочет жить, то должно будет возвратить социально-политические ценности на их настоящий уровень, достойный сделать их менее относительными и более универсальными. Их универсализация и будет означать поворот к идеализму или идеационализму в той или иной степени, в той или иной форме.
В предыдущих главах мы установили, что идеациональная культура связана с семейственным типом взаимоотношений, что религиозные организации вообще носят более семейственный характер, чем многие другие, и что наше время отмечено возрождением принудительных отношений. Все это в точности совпадает с тем, что было установлено в данной главе, а именно: что для идеациональных периодов характерен идеационально-теократический режим; что теократии соответствует семейственный тип отношений, что возникновение и усиление секулярно-чувственного правления и господства идет рука об руку с развитием чувственной культуры и присущих ей договорных и принудительных отношений и, наконец, что настоящее время отмечено к тому же принудительной разновидностью чувственного режима и правления. Таким образом, сделанные нами выводы подкрепляют друг друга,
|
|
F. Поскольку формы правления и господства имеют важное теоретическое и практическое значение, формы, которые мы здесь выделили, должны быть, по крайней мере, столь же важны, как и выделение таких форм правления, как монархия и республика, автократия и демократия и т. п., — то есть то, о чем говорится в большинстве трактатов по консштуционгуму праву. Если мы вполне уверены, что социально-политический режим Данного общества носит идеациональный (или чувственный) характер, то из этой большей посылки можно выьес^и со значительной степенью уверенности совокупность предположительных характеристик подобного режима. Можно вполне уверенно предположить, что в идеациональном обществе правление будет носить характер явно или неявно теократический и что законы в нем будут рассматриваться как абсолютные требования или запреты, исходящие от потусторонней силы. Другие предположения: в законодательной и политической деятельности правительства видную роль будут играть «сверхъестественные санкции» (отлучение от церкви, sacer esto, запрет на похороны по церковному обряду и т. п.); в качестве доказательств
612 Часть 5. Типы и флуктуации систем социальных отношений
на суде будут использоваться всевозможные «сверхъестественные доводы», такие как «суд Божий» и «Божья кара»; правительство и закон будут стоять на страже многих идеациональ-ных ценностей, не имеющих непосредственного отношения к ценностям утилитарным или гедонистическим. Можно также предположить, что в системе уголовных наказаний заметную роль будет играть принцип «искупление греха или преступления», что система образования, поскольку она контролируется правительством и церковными авторитетами, будет в значительной степени носить «теологический» характер, что в состав политической структуры будут входить такие институты, как «оракулы», «пифии»30, «пророки», «святые и ясновидцы», и что сами правители будут принимать самое непосредственное участие в выполнении священных обрядов. Наконец, логично предположить, что законодательство, начиная с уголовного, будет носить характер абсолютистский, при котором для принципов «относительности» и «целесообразности» остается мало места, и что поэтому в социально-политической системе взаимосвязей договорные отношения будут развиты слабо. Можно обнаружить сотни других особенностей и характеристик, которые не только рисуют внешний облик режима, но и дают представление о его внутренних особенностях. Иными словами, создают его живой портрет.
Точно так же можно подробно обрисовать и чувственный или идеалистический социально-политический режим. Надежность таких выводов была в значительной степени показана во многих предыдущих главах, особенно в тех, в которых речь шла об этических системах, уголовном праве, формах общественных отношений. Если среди письменно зафиксированных законов встречаются утверждения наподобие тех, что приведены ниже, то можно быть вполне уверенным, что они и предположительно и фактически могли быть сделаны только в обществе теократического режима, содержащего множество идеациональ-ных элементов.
«Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я научаю вас исполнять, дабы вы были живы и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам. Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа Бога вашего, которые я вам заповедую» 31.
Или: «Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его
28, Флуктуация теократических и светских форм господства 613
должен быть убит. Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал это, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к [священной] Реке и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, который бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит...»32
Или: «Для этого Ишвара [Владыка] с самого начала создал сына — Наказание, сохранителя всех живых существ, воплощенную дхарму, полную блеска Брахмы. Из страха перед ним все живые существа — недвижущиеся и движущиеся — служат пользе и не уклоняются от исполнения дхармы. Рассмотрев основательно место и время преступления, возможность и степень сознательности, ему надо накладывать Наказание, как полагается, на людей, живущих неправедно. Наказание — царь, оно — мужчина, оно — вождь и оно — каратель... Весь мир подчи-нается только посредством Наказания, ибо трудно найти человека чистого; ведь только из страха наказания весь мир служит пользе... Все варны испортились бы, все преграды были бы сокрушены, и произошло бы возмущение всего народа от колебания в положении Наказания»33.
Если вникнуть в текст, то эти и многие другие аналогичные утверждения немыслимы и невозможны для чувственного режима и права; но они вполне согласуются с идеационально-тео-логическим режимом и правом.
Контраст и различие между этими двумя режимами проявляются в тысячах разных форм. Здесь, как и в других сферах культуры, категории идеационального и чувственного политических режимов и господства являются «ключевыми принципами». Если они найдены и осознаны и, таким образом, определен идеациональный или чувственный характер данного политического режима, многие его детали становятся понятными и даже «предсказуемыми».
G. Вышеизложенное означает, что и здесь навряд ли существует какая-либо незыблемая тенденция к постоянному усилению чувственных либо теократических режимов и форм правления. Каждая форма растет, достигает своей высшей точки развития, а затем приходит в упадок, уступая дорогу другой форме, которая проделывает такой же цикл.
Теория, согласно которой существует историческая тенденция движения от сакральных (идеациональных) режимов и
614 Часть 5. Типы и флуктуации систем социальных отношений
форм господства к светским (чувственным), не подтверждается. Нет, впрочем, и никакого основания утверждать, будто с течением времени проявляется тенденция противоположная. Ближе всего к действительности та теория, согласно которой эти режимы и формы правления флуктуируют во времени и в пространстве.
По этому вопросу — достаточно.
Теперь возникает вопрос: почему происходят эти флуктуации* Ответ — тот же самый, что давался уже много раз, а именно: принцип ограничения, имманентной саморегуляции социокультурных процессов, согласно которому любая культурная форма рано или поздно себя изживает (если отвлечься от влияния внешних факторов). Используя наши термины, можно сказать, что эти режимы связаны соответственно с идеациональ-ной и чувственной формами культуры. Если флуктуируют они, то должны флуктуировать и политические режимы.