ренних делах Греции, в том числе и в многочисленных государственных переворотах: тиранических, олигархических, тимо-кратических, демократических и, наконец, монархических. Такая тенденция вполне согласуется с усиливающейся сенсуализацией греческой культуры, происходившей в течение этих столетий.
Эта тенденция, естественно, нашла свое отражение в соответствующей идеологии. Если в поэтических произведениях, приписываемых Солону9, еще вполне отчетливо слышны идеа-циональные мотивы, то в политических теориях V в. до н. э. их уже почти нет — как, например, в теориях, разработанных софистами вроде Горгия или Фрасимаха10. В их учениях закон, правление и руководство были сведены или к своего рода договору, заключенному между людьми с целью защитить свои материальные интересы, или же просто к власти, силе и хитрости, с помощью которых умные эксплуатируют народ в своих собственных интересах. В этих теориях нет и следа идеационально-го начала. Единственное, что можно обнаружить, это идеалистические мотивы (в том смысле, какой им придан в настоящей работе), заметные в социально-политическом учении Платона (с его утопическими философами-правителями, аристократией, состоящей из философов-идеалистов, и стражами)11. Идеалистические мотивы есть и в учении Аристотеля о трех видах правильного государственного устройства (монархия, аристократия и полития) и о противоположных им трех видах ошибочного и отклоняющегося государственного устройства и правления (тирания, олигархия и власть толпы), где эти идеалистические ценности отсутствуют12. В более поздних столетиях даже эти идеалистические мотивы становятся все менее и менее заметными. Их место занимают исключительно чувственные — эвдемонистические, утилитарные, гедонистические и даже цинические — толкования и оправдания (или же порицания) богатства, могущества, физической силы, организаторских способностей и т. п. как залога власти, авторитета и превосходства.
|
|
С. Ранний — «царский» — период Римской истории (до 510 г. до н. э.)13 также отмечен властью жречества и аристократии, когда царь одновременно был и светским правителем (rex), и верховным жрецом (pontifex maximus, rex sacrificulusl4).
Даже после падения царской власти республиканский строй на начальных стадиях своей истории сохранял сакральные или идеациональные элементы, которые отчетливо выражались и в
деятельности римского правительства, и в руководящей роли римской аристократии (важное значение имели jus divinum, sacrum, fas15, священное уголовное право с его sacer esto16 и искуплением, такая религиозная форма брака, как confarreatioI7; сохранялась роль dies nefasi, jus pontificum, авгуровских прорицаний 1В, коллегии понтификов и т. п.). Тем не менее в течение последующих столетий секуляризация правительства и аристократии прогрессировала.
|
|
Ближе к концу республиканского периода от идеациональ-ной или теократической основы социально-политической жизни оставалось мало что, если вообще оставалось. Только благодаря ее разрушению оказалось возможным установить культ императоров, когда земной человек провозглашал себя богом и требовал для себя почестей, воздаваемых божеству (divus, tamquam praesenti et corporali deo19). Непрекращающаяся борьба за власть, авантюристы, захватывающие престол при удобном случае, — все это говорит о том, что «сила — это право». Поскольку римская культура этих столетий (со II в. до н. э. по первые века нашей эры) была чувственной во всех своих составных частях, секулярный характер правления и социально-политического господства вполне гармонирует с ее характером.
D. С распространением христианства и ростом его могущества появилась новая идеациональная сила, которая к концу IV в. н. э. изменила характер римской культуры, придав всем ее главным составным частям вместо чувственной формы идеа-циональную. Чрезмерно усилившееся могущество христианского идеационализмабылс одной из причин, побудивших Константина признать христианство и легализовать Хрисшанскую Церковь. С этого времени признание идеационального источника и церковное санкционирование светской власти сделались необходимыми. Лидеры христианства, такие как св. Амвросий и многие другие, решительно принялись за контроль над императорами и всеми светскими правителями и государственными Деятелями. Они цензурировали их постановления, причем иногда Дело доходило до отлучения их от церкви. В течение последующих столетий, особенно после папы Льва Великого и затем после папы Григория Великого, правление и социально-политическое господство вновь обрели характер преимущественно идеациональный, или теократический. Такое положение дел и соответствующая доктрина — понимать ли ее в том смысле, что