double arrow

Часть 5. Типы и флуктуации систем социальных отношений. увеличить. Во-первых, индивид может снижать свои потреб­ности, пока они не сравняются или не станут меньше

увеличить. Во-первых, индивид может снижать свои потреб­ности, пока они не сравняются или не станут меньше, чем име­ющиеся у него возможности их удовлетворения; во-вторых, он может увеличивать имеющуюся у него совокупность средств для удовлетворения своих потребностей. Первый способэто внутренний, идеациональный путь к свободе; второйвне­шний, чувственный способ быть свободным. Таким образом, мы вполне естественно, но отчасти и неожиданно открыли две раз­новидности свободы: свободу идеациональную и свободу чув­ственную. Оба вида суть свобода по своему родовому признаку (с SI1, не превышающей SB), но радикально отличаются друг от друга по своему differentia specifica4. Один из них соответству­ет нашему определению идеациональности, другой — определе­нию чувственности. Промежуточные варианты, когда 1П сохра­няется меньшей или не большей, чем SB, — отчасти благодаря контролированию потребностей, отчасти благодаря увеличению внешних способов их удовлетворения, — следовало бы отнести к смешанному типу свободы.

Если согласиться со всем вышеизложенным, то станет, во-пер­вых, понятно, почему бессмысленно спорить о свободе вообще, не принимая во внимание, к какому типу (идеациональному, чувственному или смешанному) она относится; во-вторых, оче­видной станет и обычная ошибка всех тех, кто сознательно или бессознательно утверждает, что существует лишь один вид сво­боды — скажем, свобода чувственная, и не видят никакой сво­боды в том случае, если SB весьма ограниченна или же потреб­ности, по меркам чувственной культуры, очень скромны. Все подобные индивиды, социальные группы или культуры иденти­фицируются у сторонников чувственной ментальности с «несво­бодой» — рабством, крепостничеством и т. п. И наоборот, для сторонников идеациональной свободы свобода чувственная — это всего лишь глупейшая рабская зависимость от внешних ма­териальных условий, лишающая индивида всякой свободы и пре­вращающая его в игрушку в руках слепых материальных сил.

Вышеприведенная формула позволяет различать свободу двух типов при условии, что и та и другая, то есть и свобода чувственная и свобода идеациональная, отвечают требованию: SII не должно превышать SB. Самый что ни на есть мультимил­лионер — носитель чувственного сознания — может быть или не быть свободным, в зависимости от того, есть ли у него воз­можности удовлетворить любой свой каприз с помощью мно­жества внешних средств, имеющихся в его распоряжении. И су-

29. Флуктуация идеациональной и чувственной свободы 619

новейший аскет, сидящий на хлебе и воде, чего едва хватает, что­бы у него держалась душа в теле, свободен, если его материаль­ные потребности не идут дальше этого, а потребности духовные, в том числе и стремление к единению с Богом, удовлетворены. Наконец, вполне умеренный человек, который контролирует свои потребности и в то же время имеет достаточно средств удов­летворять большую их часть, тоже может быть свободен в рам­ках смешанной свободы. Во всех этих случаях условие, которое диктует формула:

SB СВОБОДА = — >

при SB не меньше SIT — соблюдается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: