увеличить. Во-первых, индивид может снижать свои потребности, пока они не сравняются или не станут меньше, чем имеющиеся у него возможности их удовлетворения; во-вторых, он может увеличивать имеющуюся у него совокупность средств для удовлетворения своих потребностей. Первый способ — это внутренний, идеациональный путь к свободе; второй — внешний, чувственный способ быть свободным. Таким образом, мы вполне естественно, но отчасти и неожиданно открыли две разновидности свободы: свободу идеациональную и свободу чувственную. Оба вида суть свобода по своему родовому признаку (с SI1, не превышающей SB), но радикально отличаются друг от друга по своему differentia specifica4. Один из них соответствует нашему определению идеациональности, другой — определению чувственности. Промежуточные варианты, когда 1П сохраняется меньшей или не большей, чем SB, — отчасти благодаря контролированию потребностей, отчасти благодаря увеличению внешних способов их удовлетворения, — следовало бы отнести к смешанному типу свободы.
Если согласиться со всем вышеизложенным, то станет, во-первых, понятно, почему бессмысленно спорить о свободе вообще, не принимая во внимание, к какому типу (идеациональному, чувственному или смешанному) она относится; во-вторых, очевидной станет и обычная ошибка всех тех, кто сознательно или бессознательно утверждает, что существует лишь один вид свободы — скажем, свобода чувственная, и не видят никакой свободы в том случае, если SB весьма ограниченна или же потребности, по меркам чувственной культуры, очень скромны. Все подобные индивиды, социальные группы или культуры идентифицируются у сторонников чувственной ментальности с «несвободой» — рабством, крепостничеством и т. п. И наоборот, для сторонников идеациональной свободы свобода чувственная — это всего лишь глупейшая рабская зависимость от внешних материальных условий, лишающая индивида всякой свободы и превращающая его в игрушку в руках слепых материальных сил.
Вышеприведенная формула позволяет различать свободу двух типов при условии, что и та и другая, то есть и свобода чувственная и свобода идеациональная, отвечают требованию: SII не должно превышать SB. Самый что ни на есть мультимиллионер — носитель чувственного сознания — может быть или не быть свободным, в зависимости от того, есть ли у него возможности удовлетворить любой свой каприз с помощью множества внешних средств, имеющихся в его распоряжении. И су-
29. Флуктуация идеациональной и чувственной свободы 619
новейший аскет, сидящий на хлебе и воде, чего едва хватает, чтобы у него держалась душа в теле, свободен, если его материальные потребности не идут дальше этого, а потребности духовные, в том числе и стремление к единению с Богом, удовлетворены. Наконец, вполне умеренный человек, который контролирует свои потребности и в то же время имеет достаточно средств удовлетворять большую их часть, тоже может быть свободен в рамках смешанной свободы. Во всех этих случаях условие, которое диктует формула:
SB СВОБОДА = — >
при SB не меньше SIT — соблюдается.