I. Идеациональная, смешанная и чувственная свобода

Попробуем определить это неуловимое понятие «свободы». В курсе механики читаем: «Если частица совершенно свободна и может двигаться в каком угодно направлении, то фактически она может двигаться в трех и только трех направлениях... Как и частица, твердое тело, испытывающее внешнее принуждение, имеет три возможности перемещения. Но в дополнение к ним свободное твердое тело имеет еще три возможности враще­ния — вокруг каждой из трех своих осей... Таким образом, твер­дое тело имеет шесть степеней свободы: три перемещения и три вращения. Но посредством соответствующего принуждения тело может быть лишено любого количества степеней свободы из ука­занных шести. [Например, лифт лишен пяти степеней свободы: он может двигаться лишь в одном направлении; у двери, вращаю­щейся на своих петлях, тоже отняты пять степеней свободы, хотя и другие, чем у лифта; монета, лежащая на столе, имеет только три степени свободы: две перемещения и одну вращения.]»1.

Здесь перед нами идеальное «бихевиористское»2 представле­ние о свободе: в нем нет никакой психологии, никакого внутрен­него субъективного элемента. Бихевиористы могут только по­завидовать такому определению.

Тем не менее даже самому убежденному бихевиористу долж­но быть очевидно, что такое «идеально бихевиористское» опре­деление свободы неприменимо к человеческому существу. Сво­бодны или несвободны внешние действия человека — главным критерием здесь является «субъективный» опыт индивида: его намерения, стремления, потребности, желания и т. п. Вообще, можно сказать, что человек свободен тогда, когда он может де­лать то, что ему нравится, может не делать того, что он не

29. Флуктуация идеациональной и чувственной свободы 617

хочет делать, и не вынужден терпеть то, чего он не желает терпеть. Следовательно, его свобода становится ограниченной, если он не может делать то, что он хочет, если он должен де­лать то, что он предпочел бы не делать, и вынужден терпеть то, чего ему терпеть не хотелось бы.

Это определение вводит новый элемент, отсутствующий в оп­ределении механической свободы, а именно: внутреннее психо­логическое состояние индивида, описываемое словами «что ему нравится», «хотелось бы», «предпочитает» или «желает» делать или не делать, терпеть или не терпеть. Без этого понятие свобо­ды становится бессодержательным, так как человек, пока он живет — свободен он или не свободен, — всегда будет что-то делать и чего-то не делать, что-то терпеть, а чего-то нет.

Не зная стремлений индивида, наблюдая только его внешние поступки, мы не можем вынести никакого суждения о том, сво­боден он или нет. Индивид с ограниченным кругом желаний может ощущать себя свободным в узких пределах тех возмож­ностей, какие имеются у него для удовлетворения его потребностей (аскет, факир3, заботливая мать, привязанная к своему ребенку, которому подчинены и ее время, и ее поступки). И наоборот — человек с широкими возможностями для удовлетворения сво­их желаний может быть совершенно несвободным, если много­образие, интенсивность и характер его стремлений превышают возможности их реализации. Отсюда — формула свободы инди­вида:

Совокупность

имеющихся

возможностей для

удовлетворения

потребностей

СВОБОДА =

Совокупность

потребностей

В кратком виде эта формула будет выглядеть так:

ЕВ (возможности)

СВОБОДА = -Т.Т7-------------------

2Л1 (потребности)

Если в целом «сумма потребностей» превышает «сумму воз­можностей» для их удовлетворения, индивидне свободен, и свободен тем менее, чем меньше числитель по сравнению со зна­менателем. Если числитель (IB) больше, чем знаменатель (ГП), или равен ему, то индивид свободен. Таким образом, существуют разновидности свободы и два пути сохранить ее или даже


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: