Попробуем определить это неуловимое понятие «свободы». В курсе механики читаем: «Если частица совершенно свободна и может двигаться в каком угодно направлении, то фактически она может двигаться в трех и только трех направлениях... Как и частица, твердое тело, испытывающее внешнее принуждение, имеет три возможности перемещения. Но в дополнение к ним свободное твердое тело имеет еще три возможности вращения — вокруг каждой из трех своих осей... Таким образом, твердое тело имеет шесть степеней свободы: три перемещения и три вращения. Но посредством соответствующего принуждения тело может быть лишено любого количества степеней свободы из указанных шести. [Например, лифт лишен пяти степеней свободы: он может двигаться лишь в одном направлении; у двери, вращающейся на своих петлях, тоже отняты пять степеней свободы, хотя и другие, чем у лифта; монета, лежащая на столе, имеет только три степени свободы: две перемещения и одну вращения.]»1.
Здесь перед нами идеальное «бихевиористское»2 представление о свободе: в нем нет никакой психологии, никакого внутреннего субъективного элемента. Бихевиористы могут только позавидовать такому определению.
|
|
Тем не менее даже самому убежденному бихевиористу должно быть очевидно, что такое «идеально бихевиористское» определение свободы неприменимо к человеческому существу. Свободны или несвободны внешние действия человека — главным критерием здесь является «субъективный» опыт индивида: его намерения, стремления, потребности, желания и т. п. Вообще, можно сказать, что человек свободен тогда, когда он может делать то, что ему нравится, может не делать того, что он не
29. Флуктуация идеациональной и чувственной свободы 617
хочет делать, и не вынужден терпеть то, чего он не желает терпеть. Следовательно, его свобода становится ограниченной, если он не может делать то, что он хочет, если он должен делать то, что он предпочел бы не делать, и вынужден терпеть то, чего ему терпеть не хотелось бы.
Это определение вводит новый элемент, отсутствующий в определении механической свободы, а именно: внутреннее психологическое состояние индивида, описываемое словами «что ему нравится», «хотелось бы», «предпочитает» или «желает» делать или не делать, терпеть или не терпеть. Без этого понятие свободы становится бессодержательным, так как человек, пока он живет — свободен он или не свободен, — всегда будет что-то делать и чего-то не делать, что-то терпеть, а чего-то нет.
Не зная стремлений индивида, наблюдая только его внешние поступки, мы не можем вынести никакого суждения о том, свободен он или нет. Индивид с ограниченным кругом желаний может ощущать себя свободным в узких пределах тех возможностей, какие имеются у него для удовлетворения его потребностей (аскет, факир3, заботливая мать, привязанная к своему ребенку, которому подчинены и ее время, и ее поступки). И наоборот — человек с широкими возможностями для удовлетворения своих желаний может быть совершенно несвободным, если многообразие, интенсивность и характер его стремлений превышают возможности их реализации. Отсюда — формула свободы индивида:
|
|
Совокупность
имеющихся
возможностей для
удовлетворения
потребностей
СВОБОДА =
Совокупность
потребностей
В кратком виде эта формула будет выглядеть так:
ЕВ (возможности)
СВОБОДА = -Т.Т7-------------------
2Л1 (потребности)
Если в целом «сумма потребностей» превышает «сумму возможностей» для их удовлетворения, индивид — не свободен, и свободен тем менее, чем меньше числитель по сравнению со знаменателем. Если числитель (IB) больше, чем знаменатель (ГП), или равен ему, то индивид свободен. Таким образом, существуют разновидности свободы и два пути сохранить ее или даже