Равным образом, способность одних людей осуществлять такой переход успешно и неспособность к этому других — явления обычные. На индивидуальном уровне подобные флуктуации форм свободы в ходе человеческой жизни — явления, знакомые любому внимательному наблюдателю. Менее известными и не столь простыми являются аналогичные флуктуации, случающиеся в истории интегрированной культуры. Как и в других аспектах культурной ментальности, такие флуктуации наблюдаются в социальном пространстве (от общества к обществу) и во времени (от одного периода к другому). Там-то и тогда-то доминирует идеациональная свобода; в другом месте и в другой период главной была свобода чувственная.
Вообще, в преимущественно идеациональных культурах, будь то индуизм, даосизм, буддизм, средневековое христианство, или в идеационалъных культурных кругах меньшего масштаба (например, киники, стоики, аскеты) превалирует идеациональная свобода, тогда как в преимущественно чувственной культуре доминирует свобода чувственная. В смешанной культурной мен-тальности наблюдается тенденция к преобладанию смешанной или сбалансированной формы свободы.
|
|
Нижеследующие общие замечания пояснят логическую и фактическую связь между соответствующими формами культурной ментальности и присущими им формами свободы.
1) Последовательно идеациональная ментальность выступает за идеациональную форму свободы, а чувственная ментальность — за чувственную. Это само собой разумеется и не требует доказательств. Одно логически следует из другого.
2) Фактически преобладающей формой свободы в индуистской, даосской, буддистской, раннехристианской идеациональ-ных ментальностях, а также у стоиков, киников и у многих других аскетов является свобода идеациональная. Это тоже очевидно каждому, кто изучал названные течения мысли под этим углом зрения. Ни одно из них не выступает за максимализацию чувственных желаний, — наоборот, они проповедуют воздержание от них. Ни одно из них не поощряет чрезмерную заботу о материальных благах и внешних средствах удовлетворения чувственных потребностей. Более того, они клеймят подобные устремления. Бее эти течения проповедуют, защищают и превозносят только внутреннюю свободу души, внутреннюю «самодостаточность», свободу в Боге, в нирване5, в мистическом слиянии с Абсолютом и т. п. и только о такой свободе ведут речь.
29. Флуктуация идеациональной и чувственной свободы 621
Все они считают, что любая другая свобода ненадежна, иллюзорна, бессмысленна по сравнению со свободой идеациональной.
Нижеследующие мнения о свободе, принадлежащие Эпикте-ту, Марку Аврелию и Сенеке, разделяются — с небольшими вариациями — всеми носителями идеациональной ментальности. «Добивайся не того, чтобы все происходящее было таким, как ты хочешь, но желай того, чтобы все происходящее было таким, каково оно есть, — и ты проживешь спокойную жизнь»6. «Не лучше ли пользоваться тем, что в твоей власти, достойно свободного человека, нежели стремиться к тому, что не зависит от тебя, подобно рабу или нищему?»7
|
|
«Свобода обретается не исполнением того, чего жаждут, но подавлением жажды»8.
«Не только жажда должности и богатства делает низкими и подчиненными другим, но и жажда спокойствия, досуга, отъезда, образованности»9.
«Куда бы я ни отправился, там мне хорошо будет. Ведь и здесь не благодаря месту было мне хорошо, но благодаря мнениям, которые я буду уносить с собой. Никто ведь и не может отнять их у меня, но только они и есть мое и неотъемлемое, и мне достаточно того, что они при мне, где бы я ни был и что бы я ни делал»10.
«Non qui parum habet, sed qui plus cupid, pauper est» ".
«Тот — царь> кто ничего не боится и ничего не желает. Любой может добыть себе царство благородных мыслей»12.
«Только тот свободен, кто стоит выше всех несправедливостей и все радости находит внутри самого себя» 13.
«Очень немногое может удовлетворить наши ло!*ребности, но ничто не может насытить наши желания» l4.
«Повелевать собою — вот право величайшего и? повелителей» 15.
«Кто богаче всех? Тот, у кого меньше всего желаний?» 16
В аналогичном духе превозносят такую же форму внутренней свободы и христианство, и индуизм, даосизм и прочие идеа-циональные культурные ментальности.
«Рабство сидит в сознании, и свобода — тоже в сознании. Если ты скажешь: "Я — свободная душа, я — сын Божий, кто может связать меня?" — ты станешь свободным»17.
В чувственной ментальности понятие свободы, по идее, должно быть чувственным, и оно, действительно, является тако-