Часть 5. Типы и флуктуации систем социальных отношений. вым. Для всех подобных ментальностей и культур идеацио-нальная свобода вообще не является свободой

вым. Для всех подобных ментальностей и культур идеацио-нальная свобода вообще не является свободой. Свобода для них — это право и возможность делать все то, что доставля­ет чувственное удовольствие, и чем больше растут желания и чем больше возможностей удовлетворять их — тем больше свободы.

Идеациональная ментальность мало интересуется политичес­кими и гражданскими правами и декларациями, разными политическими движениями за предоставление гарантий свобо­ды слова, печати, мнений, собраний. Не интересуется она и «пря­мыми действиями», конституцией, демократическим прави­тельством и т. п. Для нее, если воспользоваться словами, заимствованными из учения даосизма, «лучшее правитель­ство — то, которое меньше всего правит», а «когда растут зако­ны и приказы, увеличивается число воров и разбойников»19. Или: «Царство Мое не от мира сего»20.

Для чувственной культурной ментальности чувственная свобода, со всеми этими гарантиями, декларациями, правами, конституциями, лозунгом «Свобода или смерть!», является ее сердцем и душой, ее «этосом»21. Чувственная релятивистская этика утилитаризма, гедонизма и эвдемонизма также требует такого рода чувственной свободы. Естественно, что во всех чув­ственных культурах такое понимание свободы должно преобла­дать. Конкретным примером служит западная культура. Здесь понятие чувственной свободы появилось и росло параллельно с появлением и ростом чувственной культуры. Первые учения о свободе, особенно о свободе политической, возникли в XII-XIII вв. Примерно в это же время были приняты первые законы, га­рантирующие политическую свободу представителям высших сословий, — например, Великая хартия вольностей 1215 г.22. Аналогичные хартии, ставившие своей целью гарантировать по­литические права и привилегии представителям высших сосло­вий и, во вторую очередь, представителям средних сословий (буржуазии) «вольных городов», а также выступления в защи­ту свободы со стороны этих сословий и городов датируются примерно тем же периодом. Особенно мощное движение в этих городах развернулось в конце XII-XIV вв. Эти гражданские вол­нения, сопровождавшиеся хвалебными лозунгами в адрес сво­боды и воли, составляют в эти столетия один из самых важных процессов в общественно-политической жизни западных стран.

2$. Флуктуация идеациональной и чувственной свободы 623

Впоследствии в западном обществе продолжался — с отдельны­ми замедлениями — рост чувственной свободы, с ее политическими хартиями, законами, конституциями, сопровождаемый политиче­ской борьбой, восстаниями и т. д. Вслед за дворянством и аристо­кратией о своих притязаниях на чувственную свободу громко заявили представители среднего сословия; по их стопам после­довали сословия низшие, пока, наконец, к концу XVIII в. этот процесс не стал всеобщим и не привел к появлению чрезвычай­ного обилия конституционных и законодательных постановле­ний, деклараций, законов и хартий. Причем все они были при­званы гарантировать свободу слова, печати, религии, объединений, собраний и т. д. Во Франции проявлением этой тенденции являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Закон от 14 декабря 1789 г., Конституция 1791 г., Дек­ларация 1793 г., Конституция 1793 г., временная реакция, за которой последовали Конституция 1799 г. и Кодекс Наполеона 1810г., затем целый ряд хартий — 17 мая 1819г., 18 июля 1828г., 1830 г. и 1835 г., Конституция 1848 г., далее законы от 5 сентября 1870 г., от 30 июня 1881 г., от 28 марта 1907 г., от 1 июля 1910 г. и затем законы 1901, 1903, 1914 и 1916 гг. (это если перечислять самые важные законодательные акты).

В Пруссии и Германии аналогичными проявлениями являют­ся Allgemeines Landrecht23 1794 г., Конституция 8 июля 1815 г., Конституции 1848, 1849 и 1850 гг., законы от 7 мая 1874 г., от Н декабря 1899 г., от 19 апреля 1908 г. и затем — Веймарская Конституция 1919 г.

В Италии вехами на пути развития этой тенденции являют­ся сардинский Закон 1848 г., Закон от 26 марта 1848 г, законы от 30 июня 1889 г., 1906 г. и др.

Аналогичный процесс происходил и в других странах Запад­ной Европы, в одних — раньше, в других — позже; в одних стра­нах добились гарантий больших свобод и «неотъемлемых прав», а в других — меньших.

Перед [Первой] мировой войной в Европе не осталось уже ни одной страны, которая не была бы вовлечена в аналогичный про­цесс движения к царству чувственной свободы, со всеми сопут­ствующими ей явлениями.

Наш краткий очерк рисует соотношение между динамикой развития чувственной свободы и динамикой чувственной куль-. Это соотношение сохраняется даже и в послевоенный пе-. Мы уже видели, что почти во всех составных частях запад-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: