вым. Для всех подобных ментальностей и культур идеацио-нальная свобода вообще не является свободой. Свобода для них — это право и возможность делать все то, что доставляет чувственное удовольствие, и чем больше растут желания и чем больше возможностей удовлетворять их — тем больше свободы.
Идеациональная ментальность мало интересуется политическими и гражданскими правами и декларациями, разными политическими движениями за предоставление гарантий свободы слова, печати, мнений, собраний. Не интересуется она и «прямыми действиями»1В, конституцией, демократическим правительством и т. п. Для нее, если воспользоваться словами, заимствованными из учения даосизма, «лучшее правительство — то, которое меньше всего правит», а «когда растут законы и приказы, увеличивается число воров и разбойников»19. Или: «Царство Мое не от мира сего»20.
Для чувственной культурной ментальности чувственная свобода, со всеми этими гарантиями, декларациями, правами, конституциями, лозунгом «Свобода или смерть!», является ее сердцем и душой, ее «этосом»21. Чувственная релятивистская этика утилитаризма, гедонизма и эвдемонизма также требует такого рода чувственной свободы. Естественно, что во всех чувственных культурах такое понимание свободы должно преобладать. Конкретным примером служит западная культура. Здесь понятие чувственной свободы появилось и росло параллельно с появлением и ростом чувственной культуры. Первые учения о свободе, особенно о свободе политической, возникли в XII-XIII вв. Примерно в это же время были приняты первые законы, гарантирующие политическую свободу представителям высших сословий, — например, Великая хартия вольностей 1215 г.22. Аналогичные хартии, ставившие своей целью гарантировать политические права и привилегии представителям высших сословий и, во вторую очередь, представителям средних сословий (буржуазии) «вольных городов», а также выступления в защиту свободы со стороны этих сословий и городов датируются примерно тем же периодом. Особенно мощное движение в этих городах развернулось в конце XII-XIV вв. Эти гражданские волнения, сопровождавшиеся хвалебными лозунгами в адрес свободы и воли, составляют в эти столетия один из самых важных процессов в общественно-политической жизни западных стран.
|
|
2$. Флуктуация идеациональной и чувственной свободы 623
Впоследствии в западном обществе продолжался — с отдельными замедлениями — рост чувственной свободы, с ее политическими хартиями, законами, конституциями, сопровождаемый политической борьбой, восстаниями и т. д. Вслед за дворянством и аристократией о своих притязаниях на чувственную свободу громко заявили представители среднего сословия; по их стопам последовали сословия низшие, пока, наконец, к концу XVIII в. этот процесс не стал всеобщим и не привел к появлению чрезвычайного обилия конституционных и законодательных постановлений, деклараций, законов и хартий. Причем все они были призваны гарантировать свободу слова, печати, религии, объединений, собраний и т. д. Во Франции проявлением этой тенденции являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Закон от 14 декабря 1789 г., Конституция 1791 г., Декларация 1793 г., Конституция 1793 г., временная реакция, за которой последовали Конституция 1799 г. и Кодекс Наполеона 1810г., затем целый ряд хартий — 17 мая 1819г., 18 июля 1828г., 1830 г. и 1835 г., Конституция 1848 г., далее законы от 5 сентября 1870 г., от 30 июня 1881 г., от 28 марта 1907 г., от 1 июля 1910 г. и затем законы 1901, 1903, 1914 и 1916 гг. (это если перечислять самые важные законодательные акты).
|
|
В Пруссии и Германии аналогичными проявлениями являются Allgemeines Landrecht23 1794 г., Конституция 8 июля 1815 г., Конституции 1848, 1849 и 1850 гг., законы от 7 мая 1874 г., от Н декабря 1899 г., от 19 апреля 1908 г. и затем — Веймарская Конституция 1919 г.
В Италии вехами на пути развития этой тенденции являются сардинский Закон 1848 г., Закон от 26 марта 1848 г, законы от 30 июня 1889 г., 1906 г. и др.
Аналогичный процесс происходил и в других странах Западной Европы, в одних — раньше, в других — позже; в одних странах добились гарантий больших свобод и «неотъемлемых прав», а в других — меньших.
Перед [Первой] мировой войной в Европе не осталось уже ни одной страны, которая не была бы вовлечена в аналогичный процесс движения к царству чувственной свободы, со всеми сопутствующими ей явлениями.
Наш краткий очерк рисует соотношение между динамикой развития чувственной свободы и динамикой чувственной куль-. Это соотношение сохраняется даже и в послевоенный пе-. Мы уже видели, что почти во всех составных частях запад-