III. ПРИЧИНЫ ФЛУКТУАЦИИ ЧУВСТВЕННЫХ И ИДЕАЦИОНАЛЬНЫХ ФОРМ СВОБОДЫ
Почему ни одна из основных форм свободы не является вечной или почему ни одна не растет постоянно за счет другой? Одна из причин небольших и, так сказать, «случайных краткосрочных» флуктуации заключается во внешних факторах, которые одну форму свободы могут усилить, а другую ослабить. Сотнями способов различные внешние обстоятельства могут способствовать упадку одной формы свободы и усилению другой. Тем не менее роль внешних факторов является в каком-то смысле случайной. Несмотря ни на какие внешние силы, каждая форма свободы в конечном счете обречена на подъем и упадок — благодаря своему собственному развитию. В ходе этого развития они и вырабатывают те самые силы, которые подготавливают их стагнацию и упадок. Как и почему? Возьмем, например, чувственную свободу. Допустим, она увеличивается. Это увеличение означает рост желаний и одновременно средств их удовлетворения. Такой двойственный процесс рано или поздно достигает той точки, когда наступает нечто похожее на ситуацию, описываемую «законом убывающего плодородия» или так называемым законом Вебера—Фехнера24.
Если одно желание удовлетворено, появляется новое, нетерпеливо ждущее удовлетворения. Чем больше имеет чувственный человек, тем больше он хочет иметь — будь то богатство, известность, любовные утехи, слава, власть и вообще что угодно. Тем не менее у каждого поколения всегда есть некоторые пределы, ограничивающие рост средств для удовлетворения непрерывно растущих потребностей. Рано или поздно наступает определенный момент, и потребности начинают повышать имеющиеся в наличии средства их удовлетворения. Ароме того, рано или поздно наступает момент, когда дальнейшее увеличение средств начинает приносить все менее и менее полное удовлетворение, когда «доходы» все больше сокращаются. Если воспользоваться законом Вебера—Фехнера, то можно сказать, что интенсивность удовлетворения равна логарифму увеличения средств удовлетворения. И в том и в другом случае между £П и £В возникает диспропорция. Последние начинают все больше опережаться первыми. В результате появляется неудовлетворенность, неистребимая жажда еще большей свободы. В конце концов неудовлетворенность и страдания приводят к девальвации Все менее удовлетворяемой чувственной свободы. Ее привлека-
П. Д. Сопокин
Часть 5. Типы и флуктуации систем социальных отношений