Если сформулированный выше ответ на вопрос о причине флуктуации правилен, то мы вправе предположить, что периоды перехода от одной формы свободы к другой — периоды, когда ранее преобладавшая форма находится накануне упадка, а другая — накануне подъема, — будут отмечены заметным увеличением внутренних беспорядков в соответствующей социальной системе или обществе. В обществе с чрезмерно развитой чувственной сво-
29, Флуктуация идеациональной и чувственной свободы 629
бодой они должны возрастать по причине ослабления или уничтожения ценностей, контролирующих, ограничивающих и сдерживающих людей от безудержного потакания своим желаниям.
Далее. Поскольку нет никаких других принципов, кроме одного — «следуй своим желаниям», — все и вся может послужить предлогом для достижения того, чего у кого-то нет, а у другого есть. В условиях такой безудержной погони за чувственной свободой «одни, начиная распри, стремятся к равноправию, основываясь на том, что они, по их мнению, обделены правами, хотя они равны с теми, кто их имеет в изобилии; другие, напротив, стремятся к неравенству и превосходству, вступают в распри в том случае, когда, по их убеждению, они, будучи неравны с остальными, не пользуются сравнительно с ними каким-либо преимуществами, но имеют равное с ними или даже меньше»27.
|
|
То же самое, с соответствующими изменениями, можно сказать и о чрезмерно развитой идеациональной свободе, когда она давит на массы. Некоторые могут зайти в своем аскетизме очень далеко — гораздо дальше, чем полагают ученые, — и быть при этом совершенно довольными своей внутренней свободой и самодостаточностью. Но основная масса людей — это не аскеты и не чрезмерные идеационалисты. Когда идеациональная свобода давит на них слишком сильно и в чересчур жестокой форме, они расценивают ее как отсутствие свободы вообще. Называя ее «тиранией», «деспотизмом», «тоталитаризмом», «рабством» и т. п., они не могут найти иного выхода, кроме как освободиться от невыносимых и удушающих условий. Отсюда — бунты, мятежи, беспорядки, особенно когда энтузиазм и «этос» идеацио-нализма уже утрачен и продолжает существовать просто по инерции и, главным образом, в своей крайней форме.
Эти соображения объясняют, почему в период vn, Ька каждой из форм свободы (и соответствующих им культур) кривая внутренних беспорядков должна, по всей вероятности, заметно подняться. Ниже в данной работе мы увидим, чтс это предположение подтверждается фактическими данными: волна внутренних волнений в период указанных нами переходов действительно заметно увеличивается.
|
|
V. ОБЩИЙ ВЫВОД О КАЧЕСТВЕННЫХ ФЛУКТУАЦИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ _______
В предыдущих главах этой части были описаны основные качественные формы социальных отношений и соответственно основные качественные типы сети социальных отношений внутри
630 Часть 5. Типы и флуктуации систем социальных отношений
социальных систем (организованных социальных групп). Кроме того, в этих главах было показано существование качественных флуктуации социальных систем.
Теперь мы обратимся к количественным аспектам флуктуации сети социальных отношений и соответствующих социальных систем взаимодействия.