double arrow

IV. ПЕРЕХОД ОТ ОДНОЙ ФОРМЫ СВОБОДЫ К ДРУГОЙ И ДИНАМИКА ВНУТРЕННИХ БЕСПОРЯДКОВ: БУНТОВ, МЯТЕЖЕЙ, РЕВОЛЮЦИЙ

Если сформулированный выше ответ на вопрос о причине флук­туации правилен, то мы вправе предположить, что периоды пере­хода от одной формы свободы к другой — периоды, когда ранее преобладавшая форма находится накануне упадка, а другая — накануне подъема, — будут отмечены заметным увеличением внутренних беспорядков в соответствующей социальной системе или обществе. В обществе с чрезмерно развитой чувственной сво-

29, Флуктуация идеациональной и чувственной свободы629

бодой они должны возрастать по причине ослабления или унич­тожения ценностей, контролирующих, ограничивающих и сдер­живающих людей от безудержного потакания своим желаниям.

Далее. Поскольку нет никаких других принципов, кроме од­ного — «следуй своим желаниям», — все и вся может послужить предлогом для достижения того, чего у кого-то нет, а у другого есть. В условиях такой безудержной погони за чувственной сво­бодой «одни, начиная распри, стремятся к равноправию, осно­вываясь на том, что они, по их мнению, обделены правами, хотя они равны с теми, кто их имеет в изобилии; другие, напротив, стремятся к неравенству и превосходству, вступают в распри в том случае, когда, по их убеждению, они, будучи неравны с ос­тальными, не пользуются сравнительно с ними каким-либо пре­имуществами, но имеют равное с ними или даже меньше»27.

То же самое, с соответствующими изменениями, можно ска­зать и о чрезмерно развитой идеациональной свободе, когда она давит на массы. Некоторые могут зайти в своем аскетизме очень далеко — гораздо дальше, чем полагают ученые, — и быть при этом совершенно довольными своей внутренней свободой и са­модостаточностью. Но основная масса людей — это не аскеты и не чрезмерные идеационалисты. Когда идеациональная сво­бода давит на них слишком сильно и в чересчур жестокой форме, они расценивают ее как отсутствие свободы вообще. Называя ее «тиранией», «деспотизмом», «тоталитаризмом», «рабством» и т. п., они не могут найти иного выхода, кроме как освободиться от невыносимых и удушающих условий. Отсюда — бунты, мя­тежи, беспорядки, особенно когда энтузиазм и «этос» идеацио-нализма уже утрачен и продолжает существовать просто по инер­ции и, главным образом, в своей крайней форме.




Эти соображения объясняют, почему в период vn, Ька каж­дой из форм свободы (и соответствующих им культур) кривая внутренних беспорядков должна, по всей вероятности, заметно подняться. Ниже в данной работе мы увидим, чтс это предполо­жение подтверждается фактическими данными: волна внутрен­них волнений в период указанных нами переходов действитель­но заметно увеличивается.



V. ОБЩИЙ ВЫВОД О КАЧЕСТВЕННЫХ ФЛУКТУАЦИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ_______

В предыдущих главах этой части были описаны основные ка­чественные формы социальных отношений и соответственно ос­новные качественные типы сети социальных отношений внутри

630 Часть 5. Типы и флуктуации систем социальных отношений

социальных систем (организованных социальных групп). Кро­ме того, в этих главах было показано существование качествен­ных флуктуации социальных систем.

Теперь мы обратимся к количественным аспектам флуктуа­ции сети социальных отношений и соответствующих соци­альных систем взаимодействия.