минимум у разных людей и у разных народов столь же различен, как и минимум образования и опыта. Последствия попытки»' даже если ее предпринимают мудрые и бескорыстные правители, искоренить все наши многочисленные недостатки, не счита-*' ясь с нашей волей, заставить нас вести более правильный образ '• жизни могут оказаться столь же разрушительными, как тот урон» i который нанесли народам полчища Чингисхана»26, <
Следовательно, когда сдерживание телесных потребностей,-желаний и соответствующих норм поведения становится чрезмерным или приобретает насильственные формы, жизнеспособность группы начинает падать. Ряд болезней, не исключая и тач ких, как неврозы, психозы и прочие психические расстройства, получает все более широкое распространение. Если группа еще жизнеспособна, то сознательно или бессознательно она будет оказывать сопротивление этим явлениям и пытаться снять чрезмерные ограничения. Другими словами, она будет бороться с | полным отсутствием свободы или против чересчур суровой иде-ациональной свободы, которая для широких масс означает полное отсутствие свободы. Если такое сопротивление окажется успешным, группа сделает шаг навстречу чувственной свободе.' Следовательно, идеациональная свобода будет ослаблена, а чувственная усилится. Это и есть флуктуация.
|
|
Описанное явление — лишь одно из многих имманентных следствий чрезмерно развитой идеациональной свободы. Возникнув, они начинают подмывать ее и прокладывать путь свободе чувственной. Таким образом, каждая форма свободы, когда она становится чрезмерной, начинает разрушать себя и готовить почву для другой. Вот причина их флуктуации и чередования. Таков краткий ответ на вопрос: «Почему происходит флуктуация форм свободы?»