double arrow
Часть 5. Типы и флуктуации систем социальных отношений. минимум у разных людей и у разных народов столь же различен, как и минимум образования и опыта

минимум у разных людей и у разных народов столь же различен, как и минимум образования и опыта. Последствия попытки»' даже если ее предпринимают мудрые и бескорыстные правите­ли, искоренить все наши многочисленные недостатки, не счита-*' ясь с нашей волей, заставить нас вести более правильный образ '• жизни могут оказаться столь же разрушительными, как тот урон» i который нанесли народам полчища Чингисхана»26, <

Следовательно, когда сдерживание телесных потребностей,-желаний и соответствующих норм поведения становится чрез­мерным или приобретает насильственные формы, жизнеспособ­ность группы начинает падать. Ряд болезней, не исключая и тач ких, как неврозы, психозы и прочие психические расстройства, получает все более широкое распространение. Если группа еще жизнеспособна, то сознательно или бессознательно она будет оказывать сопротивление этим явлениям и пытаться снять чрез­мерные ограничения. Другими словами, она будет бороться с | полным отсутствием свободы или против чересчур суровой иде-ациональной свободы, которая для широких масс означает пол­ное отсутствие свободы. Если такое сопротивление окажется ус­пешным, группа сделает шаг навстречу чувственной свободе.' Следовательно, идеациональная свобода будет ослаблена, а чув­ственная усилится. Это и есть флуктуация.

Описанное явление — лишь одно из многих имманентных следствий чрезмерно развитой идеациональной свободы. Воз­никнув, они начинают подмывать ее и прокладывать путь сво­боде чувственной. Таким образом, каждая форма свободы, когда она становится чрезмерной, начинает разрушать себя и гото­вить почву для другой. Вот причина их флуктуации и чередова­ния. Таков краткий ответ на вопрос: «Почему происходит флук­туация форм свободы?»






Сейчас читают про: