тельность блекнет, ценность снижается, ее все меньше добиваются и все меньше о ней заботятся. Люди уже готовы сказать ей «прощай» как псевдоценности, или ценности незначительной.
Чрезмерно развитая чувственная свобода приходит в конце концов к тому же результату и многими другими путями. Один из них — это деморализующее, расслабляющее и разрушающее воздействие, оказываемое как на отдельных приверженцев такой свободы, так и на общество в целом. Люди с чрезмерной жаждой чувственной свободы становятся похожими на чересчур сладострастных искателей порочных наслаждений, которые вскоре разрушают их тело и ослабляют разум. Или же на эгоистов, не признающих никаких ценностей и не считающихся ни с чем, кроме собственных капризов и желаний. Скандалами, непристойными выходками, сомнительными подвигами, преступлениями, такими как грабеж, убийство, святотатство, они разрушают и самих себя и общество, частью которого являются.
Общество с заметной прослойкой таких сверхсвободных членов не может долго существовать, как и с сумасшедшими, разгуливающими на свободе. Оно либо распадается, либо должно принять меры по их обузданию; а обуздать их — значит ограничить, а то и вовсе отменить большую часть чувственной свободы.
|
|
Аналогичным образом и идеациональная свобода, зашедшая слишком далеко, неизбежно подготавливает собственный упадок. Она влечет за собой последствия, которые рано или поздно начинают ударять по ней самой, и тоже становится общественно и даже биологически опасной. Когда идеациональная свобода достигает такой стадии, она, в свою очередь, теряет свою привлекательность, престиж, святость и начинает все больше и больше вытесняться свободой чувственной. Вот один из путей такого саморазрушения идеациональной свободы. Минимизация потребностей, в том числе телесных, имеет физиологический низший порог даже для аскетов. Для большинства людей этот порог намного выше. Поэтому они должны иметь хотя бы минимум средств для удовлетворения своих потребностей. Если их нет, они будут стараться приобрести их. Если они не могут сделать этого мирным путем, они будут приобретать их силой. А если не смогут приобрести вообще никаким образом, то начнут вымирать в буквальном смысле слова. Самым вероятным результатом в таких условиях будет вымирание и деградация населения. Общество будет вымирать и слабеть или же предпримет меры по увеличению чувственной свободы, чтобы спасти
себя от зашкалившей идеационально-аскетической «свободы умерщвления».
Этот последний пункт — социальная и биологическая опасность чересчур далеко зашедшей идеациональной свободы — заслуживает особого пояснения. Опасность эта проявляется в довольно распространенных самоубийствах среди многих идеа-циональных групп, члены которых предпочитают сохранить свою идеациональную — внутреннюю — свободу, чем жить без
|
|
нее.
Но еще большее значение имеют те гораздо более распространенные факты, которые свидетельствуют о том, что слишком сильное ограничение чувственной свободы становится биологически опасным. Вот несколько тому доказательств.
И.П. Павлов считает, что существует особый «рефлекс свободы». «Рефлекс свободы — один из наиболее важных рефлексов, или, используя более общее понятие, реакций живых организмов... Если бы животное не было снабжено рефлексом протеста против ограничений его свободы, то самое ничтожное препятствие, возникшее на его пути, помешало бы нормальному осуществлению его естественных функций. У некоторых животных, как это хорошо известно, инстинкт свободы развит до такой степени, что, попав в неволю, они отказываются от всякой пищи, заболевают и умирают»25.
Неважно, действительно ли существует такой рефлекс или нет. Важно то, что для большинства людей и народов минимум чувственной свободы биологически необходим, и если его нет, то наступает физическая деградация или даже полное вымирание.
Многие антропологи считают, что большинству вымирающих первобытных народов (вымирающих по причине 1'лсокой смертности или низкой рождаемости или же и того ь другого вместе) были навязаны условия, так или иначе разрушающие самую суть их традиционного образа жизни и зас газляющие жить в новых обстоятельствах, противоречащих их склонностям и нравам. Примером тому может служить коренное население Меланезии, Тасмании, Полинезии, острова Фиджи и других островов Тихого океана.
Жестокая эксплуатация иногда оказывается менее опасной, чем «реформирование», предпринимаемое с самыми благими Целями, но навязываемое силой.
«Неотъемлемый минимум свободы следовать своим путем, Даже если он кажется неправильным, необходим как для физического здоровья, так и для счастья рода человеческого. Этот