социальных взаимоотношений приближается к тоталитарному полюсу, и регуллтивно-регламентарные функции ее правительства расширяются и усиливаются. В другой — многие «фибры» сети отсеиваются, группа начинает приближаться к либеральному или анархическому типу, контроль и регулирование со стороны правительства уменьшается, а их экстенсивность сужается. Теперь либо правительство предоставляет членам группы «свободу» и «выбор» строить отношения по своему усмотрению, либо их регулирование переходит под контроль других социальных групп (от государства — к церкви, от церкви — к школе и т. д.).
Подобные «качания» между «тоталитаризмом» и «laissez-faire» можно назвать флуктуацией количественных аспектов сети социальных отношений.
Такая флуктуация представляет собой один из тех процессов, которые происходят urbi et orbi3 в жизни-истории любой организованной группы. Она имеет важное теоретическое и практическое значение.
В дальнейшем мы постараемся дать ответы на вопросы, возникающие в данной области, ограничив при этом (ради краткости) наше исследование группой, осуществляющей управление государством.
1) Происходила ли подобная количественная флуктуация в истории западного (и в частности, греко-римского) государства? 2) В какие периоды наблюдались «разрежения» и «сгущения» сети социальных отношений и соответственно сужения и расширения правительственного контроля в государственной системе? 3) Как в этом смысле обстоит дело в настоящее время? 4) Как связана эта флуктуация с флуктуацией основных типов культуры и социальных отношений? 5) Каковы ее отношения к свободе индивида? 6) Перемещаются ли социальные отношения из группы в группу?