падных государствах. В одном месте она принимает вид советско-коммунистический, в другом — фашистский, где-то — гитлеровский или форму «Нового курса» 16, устанавливается режим Пилсудского—Хорти—Макдональда—Болдуина—Блюма. Нравится нам это или нет, но мы живем в эпоху резкого усиления «тоталитаризма», чрезвычайного «уплотнения» западной государственной системы, абсолютизма государственной власти и возрастающего вмешательства правительства во все вопросы и во все дела, которые его не касаются и не должны касаться.
Во время Второй мировой войны эта тенденция усилилась чрезвычайно и после небольшого спада, вызванного перемирием, по-прежнему осталась на очень высоком уровне во всех странах.
Наш краткий очерк дает представление о самых высоких и самых низких точках амплитуды колебания систем тоталитаризма и laissez-faire, расширения и сокращения западной государственной системы и власти ее правительства, начиная с эпохи Меровингов и Каролингов и заканчивая нынешним временем.
|
|
Вряд ли могут быть какие-либо сомнения по поводу того, что другие государственные системы, существовавшие целые века, например, Китай, Япония, многие страны Арабского Халифата, Древний Египет, некоторые государства Индии и др., испытывали за свою историю аналогичные колебания.
Отсюда вытекает следующий вывод: в истории государства едва ли существует некая устойчивая тенденция к большему и «лучшему» «тоталитаризму» или к системе laissez-faire. Уверения как приверженцев тоталитарного государства — социалистического, коммунистического, гитлеровского, фашистского (абсолютистско-идеологического государства с его безупречными сторожевыми ангелами-бюрократами), так и абсолютной системы laissez-faire или ее «разбавленных» вариантов — анархизма, крайнего индивидуализма (в духе Штирнера и Ницше17), либерального гуманизма, либеральной демократии с их «правительством из народа, волей народа и ради народа» 18 (но — в меру), что история неуклонно приближается к их излюбленному идеалу, не подтверждается социально-исторической действительностью. Здесь, как и в большинстве других областей, история флуктуирует, то присуждая победу тоталитаризму, то склоняясь к антитоталитаризму.
Сказанное о долговременных волнах в этой области государственной системы применимо — с соответствующими поправками — и к любой устойчивой организованной системе социальных отношений, будь то семья, церковь, гильдии, профсоюзы,
30. Флуктуация количественных аспектов общественных отношений 641
политическая партия или другая организованная группа. Все они испытывают пульсацию «разрежения» и «сгущения» своей сети; усиления и ослабления контроля со стороны их руководящих органов. Этот «ритм» — имманентное свойство всех организованных систем социального взаимодействия, существующих в течение длительного времени.
|
|
Теперь — о краткосрочных флуктуациях в этой области.
Кратковременные шквалы и пульсации. Они случаются практически во всякой организованной группе или социальной системе — в семье, религиозной или любой другой организации. Как мы еще увидим, эти внезапные кратковременные «конвульсии» являются, как правило, следствиями каких-то внезапных «чрезвычайных обстоятельств».