Таковы, по-видимому, возможности, которые правомерно логически предположить. Подтверждаются ли эти предположения историческими фактами? Не полностью (по причинам, которые будут указаны далее), но в значительной степени. Вот несколько довольно широких классов явлений, подтверждающих, на наш взгляд, высказанные предположения.
1) Преимущественно идеациональная культура индуизма редко создавала могущественное государство, более того, оно играло в исторических судьбах этой культуры второстепенную роль. Главная роль принадлежала касте брахманов — священнослужителей без церковной организации; учителей без государственно-образовательных институтов; нравственных и общественных лидеров, не обладавших богатством, не имевших армии и не пользовавшихся поддержкой государства. Некоторые индуистские государства, например империи Маурьев и Гуптов, были весьма могущественными, но они были либо теократическими, либо созданными чужеземными завоевателями. В отдельных случаях такие государства возникали в периоды, когда преобладала чувственная культура, и создавались теми общественными группами, которые являлись ее носителями. Они оставались чуждыми коренному населению (например, во время британского господства), не проникали в сердце и душу Индии и всегда существовали лишь на поверхности ее культуры, не будучи ее органичным и внутренним элементом. С. Бутле прекрасно обобщает эту ситуацию: «В Индии нет даже зародыша государства. Сама идея государствен-ной публичной власти совершенно чужда Индии... Любые формы государственного правления — какими бы они ни были — остаются лишь на поверхности индийского мира».
|
|
«II manque a 1'Inde la Cite. Une organisation proprement politique n'a pas etc donnee la societe hindoue, et la tradition religieuse a pu la dominer tout entiere»r9.
2) Если для проверки истинности высказанных нами предположений обратиться к истории греко-римской и западной культур, то окажется, что они не опровергаются фактами. Разумеется, если раннегреческое и раннеримское государства были в период господства идеациональной культуры в значительной степени тоталитарными, то этот тоталитаризм носил сакральный и теократический характер.
По мере сенсуализации греческой культуры тоталитаризм греческих городов-государств не смягчался, а, напротив, усиливался и превратился (после V в. до н. э.) в светский тоталита-
30. Флуктуация количественных аспектов общественных отношений 64 3
ризм. Роль государства при решении всех вопросов сделалась более важной, а в Спарте и в некоторых других городах государство заменило собой множество негосударственных образований (таких как семья, фила20, религиозные и другие общественные организации) и взяло на себя выполнение прежде принадлежавших им функций. Точно так же и в Риме, с прогрессом чувственной культуры, после II в. до н. э. тоталитаризм государства усилился и превратился в светский. По особым причинам такое усиление продолжалось почти до самого конца Западной Римской империи (в V в. н. э.). Но в V в. н. э. и последующих столетиях — прошу заметить, что именно тогда идеациональная культура христианства стала доминирующей — государственная система империи начала стремительно разваливаться на куски и ослабла до такой степени, что историки называют это «разрушением и концом Римской империи». Когда же мы оказываемся в идеациональном Средневековье, то сталкиваемся с очень слабым государством, весьма далеким от какого бы то ни было тоталитаризма. Империи Меровингов и Каролингов были столь же далеки от того, чтобы называться «тоталитарными». Место светского государства заняла Христианская Церковь и ее организационная система. В идеационалъ-ный период более важной и даже более могущественной социальной организацией оказалась религиозная структура, а не светское тоталитарное государство. После империи Каролингов феодальное государство стало еще менее значимым; разреженная, бессильная и малозначащая система социальных отношений играла весьма скромную роль и никоим образом не напоминала систему гоббсовского Левиафана21. Итак, мы еще раз убеждаемся, что в период господства идеациональной культуры не бывает тоталитаризма и всеконтролирующего государлъа.
|
|
3) Дальнейшая история не менее поучительна. С возникновением чувственной культуры появляются светские государства — в виде вновь формирующихся национальных монархий. Они постепенно усиливались, включали в себя все большее число общественных отношений, которые в Средние века были вне пределов их досягаемости. Одновременно с этим государственное правление в лице монархов стало расширять свое вмешательство, контроль, регулирование и регламентацию. Вскоре они бросили вызов церковной теократии, воплощением которой была папская власть. Эта тенденция сохранялась и впоследствии, По мере прогресса чувственной культуры, и в XVII-XVIII вв. вылилась в создание абсолютных монархий и Polizeistaat — насто-