double arrow

Соотношение между типами культуры и типами личности

777

ности (по крайней мере, среди заметных исторических фигур) гораздо выше, чем в период чувственной культуры. Наша вто­рая теорема вполне подтверждается эмпирическим исследова­нием, проведенным другим исследователем на основе такого со­лидного источника, как энциклопедия «Британника».

Эти данные подтверждают и первую теорему, сформулиро­ванную в настоящей главе, — а именно, что взаимосвязь между доминантным типом культуры и поведением ее носителей го­раздо менее тесная, чем между доминантной культурой и мен-тальностью. Если по своей ментальное™ большинство людей, скажем, идеационального периода являются идеационалиста-ми, то в своем поведении, если речь идет о биологических по­требностях и их удовлетворении, они далеки от идеационалис-тов и относятся либо к смешанному, либо к чувственному типу. Вот откуда цифры, представленные в табл. 51. Даже в преиму­щественно идеациональные периоды чувственный тип не толь­ко не исчезает, но даже составляет большинство или столь же распространен, как и тип идеациональный. Если почти все наши графики, описывающие культуру Средних веков, рисуют пол­ное или весьма заметное преобладание идеациопальной менталь-ности в изящных искусствах, системах истины, общественных отношениях, праве, этике, то в отношении процентной доли лич­ностей с идеациональным поведением они отражают в пределах того же самого периода лишь относительное ее увеличение, да и она редко достигает даже 50% от целого. Разница между 100% идеационализма в ментальности и 30,40 и 48% идеационализма в поведении и распространенности идеационального типа лич­ности является приблизительной оценкой того, насколько сла-

I таблица 52. Типы римских пап


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: