подсчитаем в процентах, какую часть от совокупности всех исторических личностей данного периода занимал каждый тип, и получим приблизительные данные о динамике возрастания и снижения доли каждого типа в различных культурах, которые мы сравниваем. Хотя число лиц, действовавших в каждом из периодов, на самом деле несколько больше, возможные ошибки классификации не столь серьезны: несколько пропущенных личностей не изменят существенным образом суммарный результат для каждого периода или для всех сравниваемых периодов.
Теперь я представлю три набора данных, позволяющих проверить наши гипотезы о соотношении поведения личности с типом культуры.
Первый — индикаторы типа личности всех исторических фигур Греции, Рима и Западной Европы каждого сравниваемого периода, действовавших во всех областях культуры и упомянутых в энциклопедии «Британника»5. Группа, таким образом, включает всю совокупность личностей, сохранившихся в анналах каждого периода, — в той мере, в которой они представлены в энциклопедии, где несомненно охвачено подавляющее большинство имен, известных в истории.
Второй — индикаторы типа личностей римских пап — с самого раннего периода истории католической церкви до настоящего времени. Если мы посмотрим, какие лидеры возглавляли один и тот же важный социальный институт (например, Христианскую Церковь) или были владыками одной из западноевропейских империй в разные периоды истории, то обнаруженные в результате такого сравнения колебания в частоте идеациональ-ных и чувственных типов могут иметь высокую симптоматическую ценность.
Третий набор данных — распределение исторических фигур каждого периода по главным составным частям культуры (это религия, наука, философия, коммерция, политика и т. д.). Предположим, что в какое-то столетие в Греции 80% всех известных исторических лиц занимались религиозной деятельностью, а коммерцией — никто; предположим далее, что в следующем столетии доля религиозных деятелей составляет только 25% от общего числа, а занимающихся коммерцией — 30%. Такая перемена в течение двух столетий — вполне убедительное доказательство того, что изменение, которое произошло за это время в поведении и деятельности общественных и культурных лидеров, коснулось всего их корпуса, а не нескольких отдельных личностей.
36. Соотношение между типами культуры и типами личности 773
Теперь обратимся к первому набору данных, которые приблизительно говорят о колебаниях в пропорциях идеациональ-ных, чувственных и смешанных типов (те, о ком ничего не известно, относятся нами к смешанному типу) относительно всей совокупности исторических фигур. (Я заимствую эти данные из докторской диссертации И.В. Болдырева.)
К таблице 51 необходимо сделать несколько пояснительных замечаний. Прежде всего, И.В. Болдырев выписал по каждому периоду имена всех лиц, упомянутых в девятом издании энциклопедии «Британника». Затем он подсчитал число строк, посвященных каждому из них, что является приблизительным показателем их значимости. После этого каждый из них был «продиагностирован» на основании характеристик, данных в самой энциклопедии и других исторических источниках, и помещен соответственно в чувственный, идеациональный или смешанный тип личностей — исходя из того, были ли его чувственные потребности («сенсативность») максимальны, а усилия, направленные для их удовлетворения путем изменения внешней среды («энергия»), — велики или же его потребности были минимальны, а почти вся энергия направлялась на достижение сверхчувственных, неземных ценностей. Или же, наконец, его потребности и усилия по своему характеру и масштабам занимали промежуточное положение. Затем по отдельным периодам подсчитывались средние геометрические6 для совокупного числа лиц каждого типа и посвященных им строк. Сумма средних геометрических, найденных для всех трех типов личности для каждого периода, принималась за 100% и затем подсчитывался процент каждого типа для каждого периода. В табл. 51 приче.фны как абсолютные числа средних геометрических; так и их процентное соотношение.
На основании этих цифр можно сделать несколько важных наблюдений. Во-первых, в каждом 50-летнем периоде все три типа личности и поведения оказываются сосуществующими бок о бок (за исключением пяти случаев, что, несомненно, объясняется отсутствием данных). В истории греко-римского и западного общества практически не было периодов, когда все исторические личности относились бы только к идеациональному или чувственному или смешанному типу. Во-вторых, что касается поведения и личности, то в общем идеациональный тип встречается реже, чем чувственный или смешанный.
774 Часть 8. Культура, личность и поведение
таблица 51. средние геометрические величины для типов
исторических личностей с 950 г. до н. э. по 1849 г., включенных
в энциклопедию «британника»
36. Соотношение между типами культуры и типами личности
продолжение табл. 51
Период | Идеацнональнын ти | Смешанный тип | Чувственный тип | ||||||||||
Число | % | Число | % | Число | % | ||||||||
950—901 до н. э | 17,9 | ||||||||||||
900—851 | 13,7 | 102,7 | |||||||||||
850—801 | 18,0 | ||||||||||||
800—751 | 21,6 | 19,2 | |||||||||||
750—701 | 53,4 | 11,8 | 5,2 | ||||||||||
700—651 | 9,8 | 11,1 | 7,9 | ||||||||||
650—601 | 21,5 | 35,6 | 38,6 | ||||||||||
600—551 | 69,6 | 61,0 | 50,7 | ||||||||||
550—501 | 120,4 | 67,5 | 114,2 | ||||||||||
500-^51 | 124,6 | 107,6 | 100,9 | ||||||||||
450-401 | 68,6 | Н | 228.9 | 306,2 | |||||||||
400—351 | 79,6 | 326,0 | 180,7 | ||||||||||
350—301 | 43,2 | 279,9 | 290,1 | ||||||||||
300—251 | 33,1 | 192,1 | 59,7 | ||||||||||
250—201 | 12,6 | 85,3 | 148,1 | ||||||||||
200—151 | 12,5 | 96,3 | 145,1 | ||||||||||
150—101 | 43,6 | 51,8 | |||||||||||
100—51 | 16,9 | 112,4 | 333,8 | ||||||||||
50—1 | 69,4 | 224,0 | 339,1 | ||||||||||
0-49 н. э. | 179,9 | 1 19,3 | 272,9 | ||||||||||
50—99 | 46,0 | 219,2 | 240,7 | ||||||||||
100—149 | 100,0 | 208,4 | 72,0 | ||||||||||
150—199 | 23,7 | 238,4 | 54,7 | ||||||||||
200—249 | 121,5 | 133,5 | 29,8 | ||||||||||
250—299 | 102,7 | 32,8 | 46,9 | ||||||||||
300—349 | 78,0 | 126,2 | 139,0 | ||||||||||
350—399 | 204,7 | 190,2 | 111,7 | ||||||||||
400—449 | 80,4 | 165,2 | 123.7 | ||||||||||
450-^199 | 22,8 | 113,4 | 80,4 | ||||||||||
500—549 | 77,9 | 84,6 | 115,9 | ||||||||||
550—599 | 45,6 | 58,6 | 48,0 | ||||||||||
600—649 | 58,5 | 45,2 | 42,2 | ||||||||||
650—699 | 29,6 | 19,0 | 17,2 | ||||||||||
700—749 | 43,1 | 15,3 | 38,7 | ||||||||||
750—799 | 33.8 | 12,6 | 23,6 | ||||||||||
800—849 | 57,0 | 74,1 | 26,3 | ||||||||||
850—899 | 91,0 | 76,6 | 76,8 | ||||||||||
900—949 | 16,8 | 51.7 | 54,5 | ||||||||||
950—999 | 18,1 | 75,6 | 87,2 | ||||||||||
1000-1049 | 38,2 | 75,0 | 148,5 | ||||||||||
1050—1099 | 24.4 | 145,6 | 218,7 | ||||||||||
1100—1149 | 72,5 | 176,6 | 177,3 | ||||||||||
1150—1199 | 74,8 | 210,9 | 228,0 | ||||||||||
1200—1249 | 66,1 | 166,9 | 231,3 | ||||||||||
1250—1299 | 172,0 | 185.9 | 167,0 | ||||||||||
1300—1349 | 91,4 | 181,7 | 81,2 | ||||||||||
1350—1399 | 144,6 | 152,5 | 330,4 | ||||||||||
1400—1449 | 141,4 | 322.7 | 302,1 | ||||||||||
1450—1499 | 240,9 | 602,1 | 730,9 | ||||||||||
Идеацнональнын тип | Смешанный тип | Чувственный тип | |||||||||||
Период | |||||||||||||
Число | % | Число | % | Число | % | ||||||||
1500—1549 | 543,4 | 1037,5 | 1543,1 | ||||||||||
1550—1599 | 485,0 | 1429,7 | 1528,1 | ||||||||||
1600—1649 | 537,0 | 1861,5 | 2023,5 | ||||||||||
1650—1699 | 949,4 | 1641,8 | 2179,0 | ||||||||||
1700—1749 | 724,0 | 2014,4 | 1534,0 | ||||||||||
1750—1799 | 901,6 | 3566,6 | 4329,9 | ||||||||||
1800—1849 | 1460,0 | 7301,1 | 5870,5 | ||||||||||
Это понятно, поскольку, как уже неоднократно указывалось в настоящей работе, идеациональному стилю поведения труднее следовать, чем чувственному или смешанному. Он требует ограничения естественных физических потребностей и желаний, тогда как другие стили поведения — это путь наименьшего сопротивления. Более того — потребности и желания даже стимулируются.
В-третьих, если посмотрим теперь на флуктуацию каждого типа от периода к периоду, выраженную в процентах, то заметим, что, несмотря на некоторую неустойчивость динамики, все-таки есть определенные долговременные волны относительного подъема и упадка каждого типа.
1) Период с 950 по 851 г. до н. э. представляется временем, когда преобладал чувственный тип личности. С учетом того, что крито-микенская культура на ее поздней стадии рассматривается как чувственно перезревшая, можно сказать, что преобладание чувственного типа в этот период согласуется с наику, гипотезой.
2) Период с 850 по 801 г. до н. э. в отношении типа личности является временем переходным. Это опять-таки согласуется с характером культуры данного периода.
3) Период с 800 по 501 г. до н. э. отмечен заметным процентным ростом идеационального типа. Мы уже видели, что греческая культура этого периода во всех ее главных составляющих проявляется как преимущественно идеациональная. Таким образом, наша гипотеза и здесь еще раз подтверждается.
4) Период с 550 по 451 г. до н. э. отмечен равновесием всех трех типов, с небольшим преобладанием идеационального, что соответствует идеалистическому характеру культуры того времени.