double arrow

Часть 8. Культура, личность и поведение. подсчитаем в процентах, какую часть от совокупности всех ис­торических личностей данного периода занимал каждый тип

подсчитаем в процентах, какую часть от совокупности всех ис­торических личностей данного периода занимал каждый тип, и получим приблизительные данные о динамике возрастания и снижения доли каждого типа в различных культурах, которые мы сравниваем. Хотя число лиц, действовавших в каждом из периодов, на самом деле несколько больше, возможные ошибки классификации не столь серьезны: несколько пропущенных лич­ностей не изменят существенным образом суммарный резуль­тат для каждого периода или для всех сравниваемых периодов.

Теперь я представлю три набора данных, позволяющих про­верить наши гипотезы о соотношении поведения личности с ти­пом культуры.

Первый — индикаторы типа личности всех исторических фигур Греции, Рима и Западной Европы каждого сравниваемо­го периода, действовавших во всех областях культуры и упомя­нутых в энциклопедии «Британника»5. Группа, таким образом, включает всю совокупность личностей, сохранившихся в анна­лах каждого периода, — в той мере, в которой они представле­ны в энциклопедии, где несомненно охвачено подавляющее боль­шинство имен, известных в истории.

Второй — индикаторы типа личностей римских пап — с са­мого раннего периода истории католической церкви до настоя­щего времени. Если мы посмотрим, какие лидеры возглавляли один и тот же важный социальный институт (например, Хрис­тианскую Церковь) или были владыками одной из западноевро­пейских империй в разные периоды истории, то обнаруженные в результате такого сравнения колебания в частоте идеациональ-ных и чувственных типов могут иметь высокую симптоматичес­кую ценность.




Третий набор данных — распределение исторических фигур каждого периода по главным составным частям культуры (это религия, наука, философия, коммерция, политика и т. д.). Пред­положим, что в какое-то столетие в Греции 80% всех известных исторических лиц занимались религиозной деятельностью, а коммерцией — никто; предположим далее, что в следующем столетии доля религиозных деятелей составляет только 25% от общего числа, а занимающихся коммерцией — 30%. Такая пе­ремена в течение двух столетий — вполне убедительное дока­зательство того, что изменение, которое произошло за это вре­мя в поведении и деятельности общественных и культурных лидеров, коснулось всего их корпуса, а не нескольких отдельных личностей.



36. Соотношение между типами культуры и типами личности773

Теперь обратимся к первому набору данных, которые при­близительно говорят о колебаниях в пропорциях идеациональ-ных, чувственных и смешанных типов (те, о ком ничего не извес­тно, относятся нами к смешанному типу) относительно всей совокупности исторических фигур. (Я заимствую эти данные из докторской диссертации И.В. Болдырева.)

К таблице 51 необходимо сделать несколько пояснительных замечаний. Прежде всего, И.В. Болдырев выписал по каждому периоду имена всех лиц, упомянутых в девятом издании энцик­лопедии «Британника». Затем он подсчитал число строк, посвя­щенных каждому из них, что является приблизительным показате­лем их значимости. После этого каждый из них был «продиагностирован» на основании характеристик, данных в самой энциклопедии и других исторических источниках, и помещен соответственно в чувственный, идеациональный или смешанный тип личностей — исходя из того, были ли его чувственные по­требности («сенсативность») максимальны, а усилия, направ­ленные для их удовлетворения путем изменения внешней среды («энергия»), — велики или же его потребности были минималь­ны, а почти вся энергия направлялась на достижение сверхчув­ственных, неземных ценностей. Или же, наконец, его потребно­сти и усилия по своему характеру и масштабам занимали промежуточное положение. Затем по отдельным периодам под­считывались средние геометрические6 для совокупного числа лиц каждого типа и посвященных им строк. Сумма средних геомет­рических, найденных для всех трех типов личности для каждого периода, принималась за 100% и затем подсчитывался процент каждого типа для каждого периода. В табл. 51 приче.фны как абсолютные числа средних геометрических; так и их процент­ное соотношение.

На основании этих цифр можно сделать несколько важных наблюдений. Во-первых, в каждом 50-летнем периоде все три типа личности и поведения оказываются сосуществующими бок о бок (за исключением пяти случаев, что, несомненно, объясняется отсутствием данных). В истории греко-римского и западного общества практически не было периодов, когда все историчес­кие личности относились бы только к идеациональному или чув­ственному или смешанному типу. Во-вторых, что касается по­ведения и личности, то в общем идеациональный тип встречается реже, чем чувственный или смешанный.

774 Часть 8. Культура, личность и поведение

таблица 51. средние геометрические величины для типов

исторических личностей с 950 г. до н. э. по 1849 г., включенных

в энциклопедию «британника»

36. Соотношение между типами культуры и типами личности

продолжение табл. 51

Период Идеацнональнын ти Смешанный тип Чувственный тип
Число % Число % Число %
950—901 до н. э 17,9
900—851 13,7 102,7
850—801 18,0
800—751 21,6 19,2
750—701 53,4 11,8 5,2
700—651 9,8 11,1 7,9
650—601 21,5 35,6 38,6
600—551 69,6 61,0 50,7
550—501 120,4 67,5 114,2
500-^51 124,6 107,6 100,9
450-401 68,6 Н 228.9 306,2
400—351 79,6 326,0 180,7
350—301 43,2 279,9 290,1
300—251 33,1 192,1 59,7
250—201 12,6 85,3 148,1
200—151 12,5 96,3 145,1
150—101 43,6 51,8
100—51 16,9 112,4 333,8
50—1 69,4 224,0 339,1
0-49 н. э. 179,9 1 19,3 272,9
50—99 46,0 219,2 240,7
100—149 100,0 208,4 72,0
150—199 23,7 238,4 54,7
200—249 121,5 133,5 29,8
250—299 102,7 32,8 46,9
300—349 78,0 126,2 139,0
350—399 204,7 190,2 111,7
400—449 80,4 165,2 123.7
450-^199 22,8 113,4 80,4
500—549 77,9 84,6 115,9
550—599 45,6 58,6 48,0
600—649 58,5 45,2 42,2
650—699 29,6 19,0 17,2
700—749 43,1 15,3 38,7
750—799 33.8 12,6 23,6
800—849 57,0 74,1 26,3
850—899 91,0 76,6 76,8
900—949 16,8 51.7 54,5
950—999 18,1 75,6 87,2
1000-1049 38,2 75,0 148,5
1050—1099 24.4 145,6 218,7
1100—1149 72,5 176,6 177,3
1150—1199 74,8 210,9 228,0
1200—1249 66,1 166,9 231,3
1250—1299 172,0 185.9 167,0
1300—1349 91,4 181,7 81,2
1350—1399 144,6 152,5 330,4
1400—1449 141,4 322.7 302,1
1450—1499 240,9 602,1 730,9
  Идеацнональнын тип Смешанный тип Чувственный тип  
Период              
  Число % Число % Число %  
1500—1549 543,4 1037,5 1543,1  
1550—1599 485,0 1429,7 1528,1  
1600—1649 537,0 1861,5 2023,5  
1650—1699 949,4 1641,8 2179,0  
1700—1749 724,0 2014,4 1534,0  
1750—1799 901,6 3566,6 4329,9  
1800—1849 1460,0 7301,1 5870,5  
                           

Это понятно, поскольку, как уже неоднократно указывалось в настоящей работе, идеациональному стилю поведения труд­нее следовать, чем чувственному или смешанному. Он требует ограничения естественных физических потребностей и желаний, тогда как другие стили поведения — это путь наименьшего со­противления. Более того — потребности и желания даже сти­мулируются.

В-третьих, если посмотрим теперь на флуктуацию каждого типа от периода к периоду, выраженную в процентах, то заме­тим, что, несмотря на некоторую неустойчивость динамики, все-таки есть определенные долговременные волны относительного подъема и упадка каждого типа.

1) Период с 950 по 851 г. до н. э. представляется временем, когда преобладал чувственный тип личности. С учетом того, что крито-микенская культура на ее поздней стадии рассматривает­ся как чувственно перезревшая, можно сказать, что преоблада­ние чувственного типа в этот период согласуется с наику, гипо­тезой.

2) Период с 850 по 801 г. до н. э. в отношении типа личности является временем переходным. Это опять-таки согласуется с характером культуры данного периода.

3) Период с 800 по 501 г. до н. э. отмечен заметным процент­ным ростом идеационального типа. Мы уже видели, что гречес­кая культура этого периода во всех ее главных составляющих проявляется как преимущественно идеациональная. Таким об­разом, наша гипотеза и здесь еще раз подтверждается.

4) Период с 550 по 451 г. до н. э. отмечен равновесием всех трех типов, с небольшим преобладанием идеационального, что соответствует идеалистическому характеру культуры того вре­мени.