величины и функция между этими двумя значениями прерывается. Поскольку подобные выражения существуют в области математики, убеждение в том, что все эмпирические отношения непрерывны, является чисто догматической верой. Некоторые из них могут быть и дискретными.
2) Нелогичен также вывод, сделанный на основании того, что если существует причинная связь при определенных величинах тех или иных явлений, то она будет обязательно существовать при всех величинах, какие могут принять переменные. Можно сказать и так: есть логическое основание утверждать, что каузальность между двумя явлениями существует только в определенных рамках и вне этих границ связь либо исчезает, либо радикально меняет свой характер.
3) Остаются, следовательно, связанные с изучаемыми явлениями эмпирические факты, которые в данном случае оказываются самыми важными свидетельствами. Оставляя пока в стороне вопрос о том, носят ли какие-либо причинные связи постоянный характер, отметим, что многие подобные связи, без сомнения, имеют пределы в зависимости от величины переменных, вне которых данная связь либо исчезает, либо радикально меняется. В качестве поясняющего примера приведем следующий. Чем сильнее я нажимаю на клавиши пианино, тем громче звук. В определенных пределах громкость звука является прямой функцией силы, затраченной на удар. Это несомненно так, но тем не менее за некоторой границей результатом будет не увеличение громкости звука, какие бы усилия ни прилагались, а скорее разрушение пианино. Адекватная формула, связывающая эти два фактора, должна утверждать только то, что звук пианино пропорционален силе удара на клавишу. Но при этом необходима оговорка, что сказанное справедливо в определенных рамках. Должны быть указаны границы, за которыми формула становится недействительной. Мышьяк в одних дозах — смертельный яд, но в меньших вообще не опасен для жизни. Виски в разумных пределах не причиняет вреда, но, когда его принимают в большом количестве, приводит к состоянию опьянения.
|
|
Физиопсихологические и биологические науки знают много подобных явлений. Они прекрасно обобщаются в главных принципах этих наук, таких как «предел устойчивости» (Кнорр и др.), «критическая температура», «критическое давление», «критическая концентрация» и т. п., служащих для обозначения пределов, за которыми данная уравновешенная система изменяется и прекращает свое существование (по числу своих фаз, по
39- «Почему» социокультурных ритмов и колебаний 821
степени свободы, по концентрации компонентов и т. п., согласно «правилу фаз»3), или же данная связь между переменными перестает существовать.
|
|
Сказанное справедливо и применительно к биологии. Принцип ограничения подходит почти к любому утверждению, формулирующему отношение между двумя или большим числом биологических, биопсихологических, биохимических или биосоциальных переменных. Элементарный повседневный опыт отчетливо это демонстрирует.
Теперь обратимся к социальным переменным. Тысячи формул утверждают наличие причинных связей, но не устанавливают условий их достоверности.
Многие теории утверждают, что существует непосредственное соотношение или прямая связь такой-то и такой-то степени между:
экономической депрессией и преступностью,
экономической депрессией и смертностью,
экономическим подъемом и рождаемостью,
бедностью и количеством заключаемых браков,
разводом и самоубийством,
сходством и притягательностью в браке,
урбанизацией и психическими расстройствами,
урбанизацией и иррелигиозностью. Или — существует негативная функциональная связь между:
образованием и внушаемостью,
плотностью населения и плодородием,
образованием и преступностью,
экологией города и слабоумием,
брахицефалией4 и гениальностью,
питанием и замедленным ростом,
доходностью сельского хозяйства и без1рамотностьк>,
питанием и рождаемостью. Или:
иррелигиозность — фактор деморализации и упадка,
безграмотность положительно влияет на рождаемость,
процесс рождения и умственные болезни связаны положительно,
урбанизация и количество браков связаны негативно,
посещаемость кинотеатров способствует неупорядоченной половой жизни,
психическое расстройство — главный фактор самоубийства.
Представив только на мгновение, что доказательства всех этих и сотен других формул вполне удовлетворительны, можем ли
822 Часть 9. «Почему» и «как» социокультурного измерения
мы сказать, что выводы в том виде, как они сформулированы» являются полными и адекватными и что установленная позитивная или негативная связь сохранится при любых, какие только можно предположить, значениях переменных? Ни в коем случае. Мы знаем, что в определенных пределах улучшенное питание способствует ускоренному росту и созреванию, но за какими-то границами никакое дополнительное улучшение пищи — ни качественное, ни количественное, — не приведет к еще большему ускорению роста. Бедность, питание ниже физиологического минимума неблагоприятно сказываются на рождаемости, но относительная бедность, чуть выше этого уровня, не обязательно влияет на рождаемость таким же образом. Более того, бедность на уровне, сравнимом с состоянием относительного достатка, может служить стимулом повышения рождаемости. Аналогичные утверждения можно сделать и по поводу связей между бедностью и преступностью, урбанизацией и психическими болезнями, браком и самоубийством. Мобильность в одних пределах — фактор деморализующий, а в других — способствует укреплению нравственности5. Тот же вывод правомерен и в отношении благосостояния. Одна величина плотности населения может быть положительным фактором рождаемости, другая — отрицательным. Сходство характеров в известной мере является положительным фактором при выборе брачного партнера, но сходство в других областях делает людей менее привлекательными друг для друга.
Нет необходимости умножать эти примеры. С определенной степенью вероятности можно сделать вывод, что едва ли существует какая-либо причинная связь между социальными переменными, которая сохранялась бы при всех их возможных величинах. Другими словами, гипотеза, или предположение, допускающее существование абсолютной надежности любой причинной связи, которая может быть обнаружена между социальными переменными, — ложно и ведет к еще более ошибочным заключением. Такое предположение безусловно ошибочное и самое неправильное в социальных науках.
|
|
Из всего вышесказанного можно вывести такую «мораль»: а) Распространенное и почти не вызывающее сомнений предположение о том, что определенная причинно-функциональная связь, установленная между переменными, имеющими те или иные величины, останется такой же и при любых других значениях этих переменных, — ошибочно.
39. «Почему» социокультурных ритмов и колебаний 823
b) Все причинные, функциональные и корреляционные формулы, устанавливающие наличие связей между двумя или большим числом переменных, но не указывающие пределов, в которых это обобщение остается в силе и за которыми оно должно быть уточнено или отменено, есть не что иное, как незрелое заключение.
c) В подобном неполном и неточном виде эти утверждения не дают адекватного знания о взаимоотношениях между явлениями и нередко искажают характер связей, заменяют другие, более важные причины или более фундаментальные отношения и препятствуют открытию лежащих за этими пределами подлинных обстоятельств, которые действительно следовало бы учесть при формулировке выводов.
d) Если такие ограничения не установлены и не определены достаточно точно, мы вряд ли можем надеяться обрести подлинное знание о взаимодействиях социетальных6 переменных. Мы будем мучиться от все увеличивающегося числа незрелых каузальных формул, и противоречивые коэффициенты корреляции завалят нас.
e) Вышеизложенное показывает, что причини о-функциональная взаимозависимость между различными и многочисленными переменными имеет пределы в рамках определенных значений этих переменных, за которыми она или перестает существовать, или коренным образом меняет свой характер.
В. Пределы направленности социокультурного изменения. Принцип ограничений имеет большое значение и в другой области социальных исследований, а именно — в том, тг^ касается направления социальных процессов. Начиная с XV.IT в. социальные, а в значительной степени и биологические науки находились под обаянием теории эволюции и прогресса с ее вечной линейной тенденцией — однолинейной, спиралевидной, разветвляющейся или осциллирующей. Согласно этой теории, Всемогущая Эволюция или Предначертанный Прогресс безошибочно ведут человечество все ближе к некоей цели или к некоему «более развитому и лучшему» состоянию.
|
|
Все эти теории в явной или неявной форме предполагают, что социальные или биологические процессы продолжаются бесконечно, с небольшими отклонениями или даже без них, в одном и том же направлении, не имеющем предела. Можно ли признать подобное положение достоверным? Я, со своей стороны,