Комментарии к с. 621-622

'"Там же, с. 248 (IV, 7,14).

11 Non qui parumhabet, sed qui plus cupid, pauper est (лат.) — беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто хочет иметь больше (Сенека. Нрав­ственные письма к Луцилию. М., 1977, с. 6: II, 6).

12 Сенека. Фиест, 388. Ср. перевод С.А. Ошерова: «Царь лишь тот, в ком боязни нет, царь лишь тот, в ком желаний нет. Это — царство, дос­тупное всем» (Сенека. Трагедии. М., 1983, с. 213).

|3' Seneca. Dialogues. II, IX, 2.

н* Seneca. Dialogues. XII, X, 11.

15 Сенека. Нравственные письма к Луцилию, с. 287: CXIII, 30.

l6' Seneca. De moribus, 46.

17' The Teachings of Sri Rama Krishna. Calcutta, 1934. № 516.

[ Рамакришна (1834-1886) — крупнейший мыслитель Индии XIX в., представитель индуизма, создатель практического нравственного учения, которое он излагал в форме устных проповедей и притч. «Поучения Шри Рамакришны», цитируемые П.А. Сорокиным, — это собрание мыслей, взятых из различных бесед учителя, именно из «Евангелия Рамакришны», и расположенных в определенном порядке.

Подробнее см.: Роллан Р. Жизнь Рамакришны. Жизнь Вивекананды. М., 1991, с. 3-270. Р. Роллан приводит ту же цитату, что и Сорокин: «Вы должны повторять — "я не скован, я не скован... Кто мог сковать меня? Я сын бога, царя царей". Пусть действует ваша воля, и вы будете свобод­ны. Дурак, говорящий непрестанно: "Я раб", — кончает тем, что на са­мом деле становится рабом. Несчастный, говорящий без устали: "Я греш­ник", становится грешником на самом деле. Но человек свободен, если он говорит: "Я свободен от рабства мирского. Я свободен. Разве господь не отец наш? Рабство — от духа, свобода — тоже от духа..."» (Роллан Р. Указ, соч., с. 174).]

18 «Прямое действие» (action directe, overaction) — программное тре­бование французских анархо-синдикалистов, сформулированное одним из видных теоретиков этого движения Г. Лагардечем. «Пр> ^ое действие предполагает деятельное вмешательство отважного меньъ 'чнства. Не мас­са, тяжелая и неповоротливая, должна здесь высказываться, чтобы на­чать борьбу, как это имеет место в демократии, не число составляет здесь закон и не количество является правилом — образуется избранная груп­па (une elite), которая в силу своего качества, увлекает массу и направляет ее на путь битвы» (цит. по: Новгородцев ИМ. Об общественном идеале. М., 1991,с. 473-474).

l9* Lao-tse's Canon or Reason and Virtue, 9 [Дао дэ цзин, § 57 // Древнеки­тайская философия. Собрание текстов: В 2 т. М., 1972, т. 1, с. 132). Об «управлении, построенном на недеянии», на котором настаивал Лао-цзы, см.: История китайской философии. М., 1989, с. 47-48].

20 Ин. 18,36.

21 Этос (греч. ethos —обычай, нрав, характер) —термин древнегре­ческой философии, совокупность индивидуального характера (человека,

1028 Комментарии к с. 622-627

музыкального лада, стиля ораторской речи). Подробнее см.: ЗолтанД. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарож­дения до Гегеля. М., 1977,с.ЗЗ-45.

22 Великая хартия вольностей — грамота, подписанная английским королем Иоанном Безземельным 15 июня 1215 г. Хартия гарантировала соблюдение королем феодальных обычаев по отношению к его вассалам-баронам, запрещала взимать субсидии с феодалов без их согласия, судить баронов иначе как судом равных им по званию пэров; она ликвидировала право короля вмешиваться в юрисдикцию феодальных курий и создавала комитет из 25 баронов, который в случае нарушения хартии королем мог начать против него войну. Рыцарству и свободным крестьянам хартия гарантировала защиту от произвола баронов и чиновников, города полу­чили подтверждение уже существовавших привилегий. Было установлено единство мер и весов. См.: ПетрушевскийД.М. Великая хартия вольно­стей. М., 1918.

" Всеобщее земельное право (нем.).

24 Согласно закону убывающего плодородия, каждое дополнительное вложение капитала и труда в землю дает меньший по сравнению с преды­дущим вложением эффект, а после какого-то предела всякий дополни­тельный эффект становится невозможным. Впервые этот закон был сфор­мулирован в XVIII в. французским экономистом А.Р.Ж. Тюрго.

К. Маркс считал, что этот закон присущ исключительно капиталисти­ческому земледелию, л...Всякий прогресс капиталистического земледелия есть не только прогресс в искусстве грабить рабочего, но и в искусстве грабить почву, всякий прогресс в повышении ее плодородия на данный срок есть в то же время прогресс в разрушении постоянных источников этого плодородия» (МарксК. Капитал, т. 1. М., 1978, с. 515).

Закон Вебера-Фехнера (основной психофизиологический закон) оп­ределяет связь между интенсивностью ощущения и силой раздражения, действующего на какой-либо орган чувств. Основан на наблюдении не­мецкого физиолога Э. Вебера, который в 30-х гг. прошлого века устано­вил, что воспринимается не абсолютный, а относительный прирост силы раздражителя (света, звука, груза давящего на кожу и т. п.). Например, если исходная масса груза, давящего на кожу, равна 75 г, человек ощущает увеличение его на 2,7 г, если же исходная масса равна 150 г, человек ощущает прирост на 5,4 г. Обобщив выводы Вебера, немецкий физик Г. Фехнер в 1858 г. вывел математическую формулу, согласно которой интенсивность ощущения равна логарифму силы раздражителя. Подробнее см.: Ярошев-скийМ.Г. Психология в XX столетии. М., 1974, с. 66-68.

Pavlov IP. Conditional Reflexes. Oxford, 1927, p. 12. [Оригинальный текст значительно отличается от английского перевода, цитируемого П. А. Соро­киным, особенно последняя фраза, поэтому для сравнения приведем со­ответствующее место на русском языке:

«Рефлекс свободы есть общее свойство, общая реакция животных, один из важнейших прирожденных рефлексов. Не будь его, всякое малей-

Комментарии к с. 628-635 1029

шее препятствие, которое встречало бы животное на своем пути, совер­шенно прерывало бы течение его жизни. И мы знаем хорошо, как все животные, лишенные обычной свободы, стремятся освободиться, осо­бенно, конечно, дикие, впервые плененные человеком» (Павлов И.П. Двад­цатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М., 1973, с. 239: статья «Рефлекс свободы», напи­санная совместно с д-ром М.М. Гутергрицем и впервые опубликованная в журнале «Природа» в 1917 г.). Последняя фраза из английского перевода статьи И.П. Павлова весьма напоминает одно высказывание Эпиктета: «...Всякое пойманное животное чего-чего не перетерпит, чтобы только вырваться на свободу. Некоторые животные даже морят себя голодом, чтобы избавиться от неволи» (Римские стоики. М., 1998, с. 303).]

м' LeFevreL Liberty and Restraint. New York, 1931, p. 35.

"' Аристотель. Политика; 1302 a 23-28 [Аристотель. Сочинения: В4т.М.,1984,с.529].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: