ГЛАВА 30. 1 Возможно, что термины «разрежение» и «сгущение» («Rarefaction» and «Condensation») П.А.Сорокин заимствовал у Аристотеля

1 Возможно, что термины «разрежение» и «сгущение» («Rarefaction» and «Condensation») П.А.Сорокин заимствовал у Аристотеля, у которого в 8-й главе «Физики» (260 b 9-14) встречается такое рассуждение:«... На­чало всех состояний есть сгущение и разряжение, так как тяжелое и лег­кое, мягкое и твердое, теплое и холодное представляются некоторого рода сгущениями и разрежениями. Сгущение же и разряжение есть соедине­ние и разделение, в результате которых, как считают, происходит воз­никновение и гибель существ» (Аристотель. Сочинения в 4-х тт. М.,

1981,т.3,с.245).

2 Laissez-faire (фр.) — позволяйте делать (кто что хочет); употребля­ется в значении невмешательства правительства в ход развития событий (главным образом экономических); то есть полной свободы. Выражение [laissez-faire, laissez-passer — позволяйте делать (кто что хо"*?г), позво­ляйте идти (кто куда хочет)] принадлежит французскому экономисту Гурнэ (1712-1759), употреблено им в первый раз в сентябре 1758 г. на ассамблее физиократов (см. прим. 14 к главе 16).

3 См. прим. 52 к главе 9.

4 В другой своей работе, написанной еще по-русски и опубликованной в Праге в 1923 г. («Современное состояние России»), П.А. Сорокин при­водит описание государства инков, заимствованное у Герберта Спенсера («Основание социологии», т. II): «В Перу власть была "центром и церков­ной и судебной главою". Нация состояла из рабов этой власти, носивших звание солдат, работников и чиновников. Военная служба считалась обя­зательною для всех индейцев. Отслужившие сроки отчислялись в запас и должны были работать под надзором государства... Все жители были под­чинены чиновникам. Церковная организация была устроена подобным же образом. Шпионы, наблюдавшие за действиями других служащих,

1030 Комментарии к с. 635

имели также свою организацию. Все было подчинено государственному надзору. В деревнях были чиновники, наблюдавшие за посевом, пахотой и жатвой. Когда был недостаток в дожде, государство снабжало пайком воды. Путешествующий без разрешения наказывался как бродяга; но зато для тех, кто путешествовал по служебным обязанностям, существовало особое учреждение, снабжавшее квартирой и всем необходимым. На обя­занности десятников лежало наблюдение над одеждой народа, чтобы но­сили те платья, которые им предписаны. Сверх этого контроля жизни внешней существовал еще контроль и жизни домашней. Требовалось, чтобы народ обедал и ужинал при открытых дверях, так чтобы судьи могли входить свободно (для надзора). Тех, кто дурно содержал свои дома, секли. Под этим контролем народ трудился над поддержанием столь слож­ной государственной организации. Высшие члены были свободны от на­логов, зато земледельческий класс, за исключением находящихся на служ­бе в армии, должен был отдавать весь свой продукт, оставляя себе лишь то, что требовалось для скудного пропитания. Сверх натуральной повин­ности, состоявшей в обработке земель, крестьяне должны были обраба­тывать земли солдат, находящихся на службе. Кроме того, должны были платить подать обувью, одеждой. Участки земли, предназначенной на нужды народа, распределялись между отдельными людьми сообразно с их семейным положением. Точно так же и относительно продуктов от стад: часть их периодически подвергалась стрижке, причем шерсть дели­лась чиновниками. Это устройство было следствием того, что частная собственность находилась в пользовании каждого человека только по милости власти. Таким образом, личность, собственность и труд народа принадлежали всецело государству; народ переселялся из одной местности в другую по указанию власти; люди были просто единицами централизо­ванной военной машины и направлялись в течение всей жизни к наивоз­можно большему выполнению воли власти и наивозможно меньшему действию по своей собственной воле... Перуанцы не имели монеты; они не продавали ни одежды, ни домов, ни имений, их торговля почти не выхо­дила за пределы простого обмена съестными припасами» (Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М., 1994, с. 435-436).

5 Сегунат — правительство сегунов в Японии в 1192-1867 гг. Сегун (сокращенное название от «сейи тай-сегун», дословно — великий полко­водец, покоряющий варваров) — первоначально воинское звание, при­сваивавшееся командующим войсками, посылаемыми из древней японс­кой столицы Киото с 794 по 811 г. для покорения народности эбису в северо-восточной части о. Хонсю. С переходом фактической власти от императора к феодальному дому Минамото в 1192 г. звание сегуна было присвоено главе этого дома Минамото Еритомо. С тех пор сегунами ста­ли называть управляющих страной от имени императора представителей военно-феодальных династий Минамото (1192-1333), Асиката (1335/1338-

Комментарии к с. 635 1031

1573), Токугава (1603-1867). Последним сегуном был Токугава Есинобу (Кэйки), свергнутый в результате революции 1867-1868 гг.

6 Остров Липара (совр. итал. Липари) расположен в южной части Тир­ренского моря, «Липарцы, — по словам Павсания, — были колониста­ми книдян... Они основали город на мысе Пахине в Сицилии, но, жестоко теснимые войной со стороны эллинов и финикиян, они должны были покинуть его. Они захватили тогда острова или необитаемые, или в свою очередь выгнав оттуда жителей... На одном из них, на Липаре, они посели­лись и выстроили город, а на других островах... они занимались земледе­лием, переезжая туда на кораблях» (Павсаний. Описание Эллады. М., 1994, т. II, с. 422-423).

«О военном происхождении коммунизма на Липаре, — писал П.А. Сорокин в 1922 г., — говорят прямо источники, передаваемые Ди-одором Сицилийским. Сама Липара была типичной военной коммуной, жившей грабежом, захватами и военными набегами». При этом Соро­кин ссылается на исследование Р. Пельмана «История античного комму­низма» (СПб., 1910, с. 256,590). См.: Сорокин П.А. Общедоступный учеб­ник социологии. Статьи разных лет. М., 1994, с. 362.

7 О таборитах см. прим. 18кглаве18.

8 Хариджиты (от арабск. «харидж» — повстанец) — приверженцы наиболее ранней секты в исламе. Движение хариджитов возникло в начале второй половины VII в. в ходе борьбы Али и правителя Сирии Муавии за верховную власть в Халифате. Согласно учению хариджитов, халиф полу­чает власть от общины путем выборов; избранным в халифы может быть любой мусульманин, в том числе негр; если халиф не соблюдает интересов общины, он может быть смещен и даже убит. Проявляя фанатическую нетерпимость ко всем инакомыслящим, хариджиты применяли террор, насилия и убийства по отношению не только к господствующим классам, но и к трудящимся. Проповедники хариджитов учили, что вера, не со­провождаемая делами в духе чх секты, не дает спасения в будущей жизни, и что человек, совершивший смертный грех, перестает быть ^сульмани-ном. Они стремились к физическому истреблению своих голитических и идеологических противников. Не признавая власти омейл^ских и абба-сидских халифов, хариджиты в VII-IX вв. вели ожесточет-ук/ борьбу про­тив них «и пользовались поддержкой угнетенного населения, хотя многих отпугивали своей свирепой нетерпимостью. Особенно крупную полити­ческую роль хариджиты сыграли в Северной Африке, где они образовали свое государство рустемидов. В настоящее время хариджиты, утратив­шие активную нетерпимость, встречаются гласным образом в Алжире, в Омане и на Занзибаре (где именуются «ибадитами»).

Карматы (этимологическое значение этого слова не установлено) — приверженцы мусульманской секты, являющейся одним из ответвлений исмаилитов. Движение карматов началось в Южном Ираке в конце IX в. и привело к восстаниям в Ираке, Сирии и Палестине. При возникновении этого движения его социальной базой было закрепощаемое крестьянство


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: