1 Возможно, что термины «разрежение» и «сгущение» («Rarefaction» and «Condensation») П.А.Сорокин заимствовал у Аристотеля, у которого в 8-й главе «Физики» (260 b 9-14) встречается такое рассуждение:«... Начало всех состояний есть сгущение и разряжение, так как тяжелое и легкое, мягкое и твердое, теплое и холодное представляются некоторого рода сгущениями и разрежениями. Сгущение же и разряжение есть соединение и разделение, в результате которых, как считают, происходит возникновение и гибель существ» (Аристотель. Сочинения в 4-х тт. М.,
1981,т.3,с.245).
2 Laissez-faire (фр.) — позволяйте делать (кто что хочет); употребляется в значении невмешательства правительства в ход развития событий (главным образом экономических); то есть полной свободы. Выражение [laissez-faire, laissez-passer — позволяйте делать (кто что хо"*?г), позволяйте идти (кто куда хочет)] принадлежит французскому экономисту Гурнэ (1712-1759), употреблено им в первый раз в сентябре 1758 г. на ассамблее физиократов (см. прим. 14 к главе 16).
3 См. прим. 52 к главе 9.
|
|
4 В другой своей работе, написанной еще по-русски и опубликованной в Праге в 1923 г. («Современное состояние России»), П.А. Сорокин приводит описание государства инков, заимствованное у Герберта Спенсера («Основание социологии», т. II): «В Перу власть была "центром и церковной и судебной главою". Нация состояла из рабов этой власти, носивших звание солдат, работников и чиновников. Военная служба считалась обязательною для всех индейцев. Отслужившие сроки отчислялись в запас и должны были работать под надзором государства... Все жители были подчинены чиновникам. Церковная организация была устроена подобным же образом. Шпионы, наблюдавшие за действиями других служащих,
1030 Комментарии к с. 635
имели также свою организацию. Все было подчинено государственному надзору. В деревнях были чиновники, наблюдавшие за посевом, пахотой и жатвой. Когда был недостаток в дожде, государство снабжало пайком воды. Путешествующий без разрешения наказывался как бродяга; но зато для тех, кто путешествовал по служебным обязанностям, существовало особое учреждение, снабжавшее квартирой и всем необходимым. На обязанности десятников лежало наблюдение над одеждой народа, чтобы носили те платья, которые им предписаны. Сверх этого контроля жизни внешней существовал еще контроль и жизни домашней. Требовалось, чтобы народ обедал и ужинал при открытых дверях, так чтобы судьи могли входить свободно (для надзора). Тех, кто дурно содержал свои дома, секли. Под этим контролем народ трудился над поддержанием столь сложной государственной организации. Высшие члены были свободны от налогов, зато земледельческий класс, за исключением находящихся на службе в армии, должен был отдавать весь свой продукт, оставляя себе лишь то, что требовалось для скудного пропитания. Сверх натуральной повинности, состоявшей в обработке земель, крестьяне должны были обрабатывать земли солдат, находящихся на службе. Кроме того, должны были платить подать обувью, одеждой. Участки земли, предназначенной на нужды народа, распределялись между отдельными людьми сообразно с их семейным положением. Точно так же и относительно продуктов от стад: часть их периодически подвергалась стрижке, причем шерсть делилась чиновниками. Это устройство было следствием того, что частная собственность находилась в пользовании каждого человека только по милости власти. Таким образом, личность, собственность и труд народа принадлежали всецело государству; народ переселялся из одной местности в другую по указанию власти; люди были просто единицами централизованной военной машины и направлялись в течение всей жизни к наивозможно большему выполнению воли власти и наивозможно меньшему действию по своей собственной воле... Перуанцы не имели монеты; они не продавали ни одежды, ни домов, ни имений, их торговля почти не выходила за пределы простого обмена съестными припасами» (Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М., 1994, с. 435-436).
|
|
5 Сегунат — правительство сегунов в Японии в 1192-1867 гг. Сегун (сокращенное название от «сейи тай-сегун», дословно — великий полководец, покоряющий варваров) — первоначально воинское звание, присваивавшееся командующим войсками, посылаемыми из древней японской столицы Киото с 794 по 811 г. для покорения народности эбису в северо-восточной части о. Хонсю. С переходом фактической власти от императора к феодальному дому Минамото в 1192 г. звание сегуна было присвоено главе этого дома Минамото Еритомо. С тех пор сегунами стали называть управляющих страной от имени императора представителей военно-феодальных династий Минамото (1192-1333), Асиката (1335/1338-
Комментарии к с. 635 1031
1573), Токугава (1603-1867). Последним сегуном был Токугава Есинобу (Кэйки), свергнутый в результате революции 1867-1868 гг.
6 Остров Липара (совр. итал. Липари) расположен в южной части Тирренского моря, «Липарцы, — по словам Павсания, — были колонистами книдян... Они основали город на мысе Пахине в Сицилии, но, жестоко теснимые войной со стороны эллинов и финикиян, они должны были покинуть его. Они захватили тогда острова или необитаемые, или в свою очередь выгнав оттуда жителей... На одном из них, на Липаре, они поселились и выстроили город, а на других островах... они занимались земледелием, переезжая туда на кораблях» (Павсаний. Описание Эллады. М., 1994, т. II, с. 422-423).
«О военном происхождении коммунизма на Липаре, — писал П.А. Сорокин в 1922 г., — говорят прямо источники, передаваемые Ди-одором Сицилийским. Сама Липара была типичной военной коммуной, жившей грабежом, захватами и военными набегами». При этом Сорокин ссылается на исследование Р. Пельмана «История античного коммунизма» (СПб., 1910, с. 256,590). См.: Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М., 1994, с. 362.
7 О таборитах см. прим. 18кглаве18.
8 Хариджиты (от арабск. «харидж» — повстанец) — приверженцы наиболее ранней секты в исламе. Движение хариджитов возникло в начале второй половины VII в. в ходе борьбы Али и правителя Сирии Муавии за верховную власть в Халифате. Согласно учению хариджитов, халиф получает власть от общины путем выборов; избранным в халифы может быть любой мусульманин, в том числе негр; если халиф не соблюдает интересов общины, он может быть смещен и даже убит. Проявляя фанатическую нетерпимость ко всем инакомыслящим, хариджиты применяли террор, насилия и убийства по отношению не только к господствующим классам, но и к трудящимся. Проповедники хариджитов учили, что вера, не сопровождаемая делами в духе чх секты, не дает спасения в будущей жизни, и что человек, совершивший смертный грех, перестает быть ^сульмани-ном. Они стремились к физическому истреблению своих голитических и идеологических противников. Не признавая власти омейл^ских и абба-сидских халифов, хариджиты в VII-IX вв. вели ожесточет-ук/ борьбу против них «и пользовались поддержкой угнетенного населения, хотя многих отпугивали своей свирепой нетерпимостью. Особенно крупную политическую роль хариджиты сыграли в Северной Африке, где они образовали свое государство рустемидов. В настоящее время хариджиты, утратившие активную нетерпимость, встречаются гласным образом в Алжире, в Омане и на Занзибаре (где именуются «ибадитами»).
|
|
Карматы (этимологическое значение этого слова не установлено) — приверженцы мусульманской секты, являющейся одним из ответвлений исмаилитов. Движение карматов началось в Южном Ираке в конце IX в. и привело к восстаниям в Ираке, Сирии и Палестине. При возникновении этого движения его социальной базой было закрепощаемое крестьянство