Комментарии к с. 606

нию». Далее было сказано, что «короли должны служить церкви по пер­вому приказанию папы. Папе принадлежит право карать светскую власть за всякую ошибку. Светской власти это право не дано». В булле еще раз повторялась мысль о верховенстве папской власти: «Церковь не чудови­ще с двумя головами; во главе церкви папа — единый, как един Бог». Заключительные слова буллы гласили: «Мы торжественно заявляем, оп­ределяем и утверждаем, что подчинение римскому первосвященнику есть для каждого человеческого существа необходимое условие его спасения». Булла была направлена против французского короля Филиппа IV, который в своих пределах распоряжался церковью так, как будто «на свете не существует папы». Папа намеревался низложить его как «улично­го мальчишку», а «преступную» Францию отдать под власть императора Альбрехта Австрийского. Что касается французов, то они «собаки» и зас­луживают того, чтобы с ними обращались по словам Христа: «Управляй народами лозою железной и разбей их, как сосуд глиняный».

В этой борьбе папа Бонифаций VIII потерпел сокрушительное пора­жение.

22 В ответ на папскую буллу «Unam Sanctam» «государственный совет Франции по инициативе Гийома де Ногаре обвинил Бонифация VIII в том, что он противозаконно занимает папский престол, и вынес решение о немедленном созыве церковного собора, который осудил бы папу как еретика, симониста и чудовищного преступника. В то же время королев­ские чиновники начали сильнейшую агитацию по всей стране против Бо­нифация VIII и о необходимости спасти Францию и церковь от угрожаю­щей им опасности со стороны преступника папы.

По поручению Филиппа IV Ногаре отправился в Италию, организо -вал противников папы в небольшой отряд, подкупил многих и вместе l двумя кардиналами, которых Бонифаций VIII преследовал по личным мотивам, настиг папу в его резиденции — Ананьи, арестовал и судил его. Однако в Ананьи начались манифестации "против иностранцев", а вско­ре из Рима прибыли для спасения сошедшего с ума Бонифация VIII400 всадников, с которыми 86-летний папа перебрался в Рим, где через месяц (11 октября 1303 г.) умер. Начались долгие поиски кандидата в папы. Общая растерянность привела к тому, что избран был безвольный монах Бенедикт XI (1303-1304), который должен был все и всех простить, за ис­ключением Ногаре и некоторых других "прямых виновников чудовищ­ного преступления, совершенного разбойниками". Однако "разбойни­ки" не предстали перед судом, ибо некий молодой человек, одетый в монашеское платье, предложил Бенедикту XI от имени одной аббатиссы несколько свежих винных ягод, от которых тот и умер» (Лозинский С.Г. История папства. М., 1986, с. 152-153).

Через несколько лет, уже в пору «авиньонского пленения пап» все от­лучения, провозглашенные Бонифацием VIII, были сняты, король Фи­липп IV был провозглашен «чемпионом религии», а его усердие в деле Бонифация VIII сочтено «добрым и справедливым». Не был забыт и Но-

Коммемпарии к с. 606-610 1025

rape, названный «новым поборником церкви», о нем тогда говорили, что он дал пощечину Бонифацию VIII, оказавшуюся для него смертельной.

23 Имеется в виду так называемое авиньонское пленение (1309-1377) — период вынужденного пребывания пап не в Риме, а в Авиньоне, на юге Франции, куда папа Климент V перенес папский двор по требованию ко­роля Филиппа IV. В этот период папство стало орудием французской политики и переживало глубокий упадок своего влияния. Ф. Петрарка, живший в Авиньоне, писал, что этот город стал гнездом предательства, где «ютится все зло, какое только существует на свете». После возвраще­ния пап и их двора в Рим прямое последствие авиньонского пленения выразилось в «великом расколе» (1378-1417), в течение которого одни кардиналы (главным образом английские, немецкие и итальянские) из­брали одного папу в Риме, а другие (французские, испанские, шотландс­кие) — другого в Авиньоне. Через какое-то время один из двух призна­вался «анти-папой».

24 См. прим. 1 к главе 7.

25 См. прим. 12 к главе 23.

26 ОПТУ — Объединенное государственное политическое управление при СНК (Совете народных комиссаров) СССР, образованное постанов­лением Президиума ЦИК СССР от 2 ноября 1923 г. после провозглаше­ния СССР в 1922 г. ОГПУ были подчинены республиканские ГПУ, кото­рые были созданы б февраля 1922 г. вместо упраздненного ВЧК. 10 июля 1934 г. был образован Наркомат внутренних дел (НКВД) в состав которо­го было включено ОГПУ, переименованное в Главное управление госбе­зопасности (ГУГБ). 13 марта 1954 г. был создан Комитет госбезопасности (КГБ) при Совете Министров СССР, просуществовавший до 1991 г.

Гестапо (нем. Gestapo, сокр. от Geheine Staatspolizei) — тайная госу­дарственная полиция Третьего рейха, предназначенная для борьбы с ина­комыслящими, недовольными противниками нацистского режима. Со­здана 26 апреля 1933 г. по указу Геринга; признана преступной организацией Международным военным трибуналом в 1946 г. Подробнее см.: Энцикло­педия Третьего рейха. М., 1996, с. 153-154.

27 См. прим. 3 к главе 26.

28 Имеются в виду слова «Homo homini lupus est» (дат.) — человек человеку — волк. Источник выражения — пьеса Плавта «Ослы» (II, 4,88):

...Но ты меня никак не убедишь Отдать тебе, незнакомому, деньги. Человек человеку волк, если он его не знает.

Это выражение, ставшее формулой крайнего эгоизма, Т. Гоббс ис­пользовал в качестве характеристики человека в дообщественном состоя-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: