Повод для такого толкования своего учения Горгий дал и другим своим произведениям — «Апологией Елены», — в котором оправдывал ее поведение законом природы — слабый должен подчиниться более силь-
ным.
«Софистика устами Орфея-Протагора закладывает краеугольный камень теории демократии, чарами слова Гиппия зовет к золотому веку равенства; в облике Калликла воспевает гимн сверхчеловеку» (Чернышев Б. Софисты. М., 1929, с. 108).
По мнению другого софиста, упомянутого П. А. Сорокиным, — Фра-симаха, «справедливость — это то, что пригодно сильнейшему... Устанавливает же законы всякая власть в свою пользу: демократия — демократические законы, тирания — тиранические, так же и в остальных случаях. Установив законы, объявляют их справедливыми для подвластных — это и есть как раз то, что полезно властям, а преступающего их карают как нарушителя законов и справедливости. Так вот я и говорю:...во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти. А ведь она —сила, вот и выходит, если кто правильно рассуждает, что справедливость — везде одно и то же: то, что пригодно для сильнейшего» (Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1993, т. 3, с. 93-94: Государство, 338 с — 339 а).
11 В «идеальном государстве» Платона — три сословия: правители-философы, стражи (живущиепо принципам «потребительского социализма», у них все общее — вплоть до жен и детей) и трудящиеся.
«Пока в государствах не будут царствовать философы, — утверждает Платон (устами Сократа), — либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино — государственная власть и философия и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди — а их много, — которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор... государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государстве? ^ое устройство [т. е. «идеальное или совершенное государство»!, ко—.>рог мы только что описали» (Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М., 19°4, т. 3, с. 252-253: Государство, 473 d-e).
12 Аристотель, рассуждая о «видах государственного устройства», распределяет их так: «три вида правильные — царская власть, аристократия, полития — и три отклоняющиеся от них — тирания — от царской власти, олигархия — от аристократии, демократия — от политии» (Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1984, т. 4, с. 488: Политика, 1289 а 26-32). У П.А. Сорокина вместо «демократии» —«власть толпы» (mob rule), что не столько вводит в заблуждение, сколько «смягчает» антидемократическую позицию Аристотеля.
«...Только те государственные устройства, —пишет Аристотель, — которые имеют в виду общую пользу, являются, согласно со строгой справедливостью, правильными; имеющие же в виду только благо правя-
Комментарии к с. 604-605
щих — все ошибочны и представляют собой отклонения от правильных: они основаны на началах господства, а государство есть общение свободных людей...
Монархическое правление, имеющее в виду общую пользу, мы обыкновенно называем царской властью; власть немногих, но более чем одного — аристократией (или потому, что правят лучшие, или потому, что правят имеется в виду высшее благо государства и тех, кто в него входит); а когда ради общей пользы правит большинство, тогда мы употребляем обозначение, общее для всех видов государственного устройства, — по-лития... [Термин «полития» обыкновенно употребляется для обозначения республиканского строя, преимущественно демократического. Поэтому если бы П.А. Сорокин вместо «политии» назвал «демократию», то он был бы совершенно прав, противопоставляя ей «власть толпы».]
Ясно, какой из видов, отклоняющихся от правильных, является наихудшим и какой ближе всего к нему. Конечно, наихудшим видом будет тот, который оказывается отклонением от первоначального и самого божественного из всех видов государственного строя. Царская власть, если это не пустой звук, если она существует действительно, основывается на высоком превосходстве царствующего. Таким образом, тиранния, как наихудший из видов государственного устройства, отстоит далее всего от самой его сущности; к ней непосредственно примыкает олигархия (аристократия далеко не то же, что олигархия); наиболее же умеренный из отклоняющихся видов — демократия» (там же, с. 456,457,489: Политика, 1279 а 18-22,32-39,1289 а 25-31,1289 а 37-1289 Ь 1-5).
13 «Царский период», который выделяется по сложившейся в римской историографии традиции, продолжался в течение 240 лет, приблизитель но до 510 г. дон. э. В этот период Римом правили цари; их было семь: первый —Ромул, последний —Тарквиний Гордый. Царь в Риме (гех) осуществлял верховное командование войском, был законодателем и верховным жрецом.
14 Pontifex maximum — см. выше, прим. 7.
Rex sacrificulus (лат.) — царь жертвоприношений; один из титулов римского царя, который «по совместительству» был вообще и гех sacrorum — царь священнодействий.
15Jusdivinum^flm.)—божеское право; sacrum —святое;£аз —дозволенное (богами).
16 Sacer esto (лат.) — да будет посвящен божеству. При посвящении высшим богам эта сакральная формула имела значение, близкое к благословению, а при посвящении подземным благам — близкое к проклятию.
17 Брак per confarreationem (конфарреация) — самый торжественный и священный из трех видов бракосочетания, к которому в Риме допускались только патриции. Конфаррация совершалась в присутствии великого понтифика и десяти свидетелей.
18 Dies nefasi (лат.) — «запретные дни», т. е. неприсутственные дни. Так у древних римлян назывались дни, в которые по религиозным сооб-
Комментарии к с. 605-606 1023
ражениям запрещались государственные и частноправовые акты, судебные приговоры и т. п.
Jus pontificum (лат.) — право понтификов на отправления культа. Коллегия понтификов, помимо общего надзора за религиозным культом, составляла религиозные предписания» судебные правила, исправляла календарь, вела запись ежегодных событий (Великие Анналы) и списки
консулов.
Авгуры (лат. augur от avis — птица) — жреческая коллегия в Древнем Риме, занимавшаяся птицегаданием (ауспициями), т. е. «узнаванием воли богов» по крику птиц или их полету, по клеву «священных» кур. Без ауспиций (лат. auspicium, от avis и aspicere — смотреть) не проводились ни одно важное мероприятие в Риме, и должность авгура, являющаяся пожизненной, была весьма почетной. Первоначально их число ограничивалось двумя-тремя, позже дошло до пятнадцати. К началу нашей эры вера римлян в ауспиции значительно ослабела и, по свидетельству Катона, сами авгуры, производя гадания, еле удерживались от смеха.
19 Divus, tamquam praesenti et corporali deo (лат.) — божественный, как если бы присутствующий и воплощенный бог.
20 Пьер Флот и Гийом де Ногаре были ближайшими советниками и помощниками французского короля Филиппа IV в его борьбе с папой. Пьер Флот еще в 1301 г. опробовал приемы борьбы с церковными противниками, которые затем были столь характерны для сменившего его на посту королевского канцлера Гийома де Ногаре (см. ниже, прим. 22). В тот год Пьер Флот обвинил одного французского епископа в грехе симонии (покупка и продажа церковных должностей; от имени евангельского Симона), богохульства, ереси, блуде и колдовстве. Его имущество было захвачено, а его слуг пытали, чтобы силой получить от них показания против него. Подробнее см.: БарберМ. Процесс тамплиеров. М, 1998;
по указ. имен).
21 Булла (лат. bulla — шарик) — особо важная грамота римского папы, содержащая его обращение, постановление или распорр ^сние, напи-саннаяналатинскомязыкенапергаментеискрепленкаяпе^тъю.В Средние века к папской грамоте подвешивалась круглая свинцорзя, а в наиболее торжественных случаях золотая печать, на одной стороне которой было изображение апостолов Петра и Павла, а на другой — имя папы с добавлением слов «servus servorum Dei» («раб рабов Бога»). Буллы называются, как правило, по своим начальным словам.
Булла «Unam Sanctam» (Единая Святая) была обнародована папой Бонифацием VIII 18 ноября 1302 г. В ней говорилось, что существует единая святая католическая церковь, которая имеет лишь одно тело и одну главу — Христа и его заместителя — Петра и преемников последнего на папском престоле. Во власти папы находятся два меча: «один, подчиняющийся другому, светский — духовному». «Духовная власть, правда, передана человеку, но она не человеческая, а божеская, и кто не повинуется ей, противится воле господней и подлежит принудительному спасе-