Комментарии к с. 604

Повод для такого толкования своего учения Горгий дал и другим сво­им произведениям — «Апологией Елены», — в котором оправдывал ее поведение законом природы — слабый должен подчиниться более силь-

ным.

«Софистика устами Орфея-Протагора закладывает краеугольный камень теории демократии, чарами слова Гиппия зовет к золотому веку равенства; в облике Калликла воспевает гимн сверхчеловеку» (Чернышев Б. Софисты. М., 1929, с. 108).

По мнению другого софиста, упомянутого П. А. Сорокиным, — Фра-симаха, «справедливость — это то, что пригодно сильнейшему... Уста­навливает же законы всякая власть в свою пользу: демократия — демок­ратические законы, тирания — тиранические, так же и в остальных случаях. Установив законы, объявляют их справедливыми для подвласт­ных — это и есть как раз то, что полезно властям, а преступающего их карают как нарушителя законов и справедливости. Так вот я и говорю:...во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти. А ведь она —сила, вот и выхо­дит, если кто правильно рассуждает, что справедливость — везде одно и то же: то, что пригодно для сильнейшего» (Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1993, т. 3, с. 93-94: Государство, 338 с — 339 а).

11 В «идеальном государстве» Платона — три сословия: правители-философы, стражи (живущиепо принципам «потребительского социа­лизма», у них все общее — вплоть до жен и детей) и трудящиеся.

«Пока в государствах не будут царствовать философы, — утверждает Платон (устами Сократа), — либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино — государственная власть и философия и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди — а их много, — которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор... государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государстве? ^ое устрой­ство [т. е. «идеальное или совершенное государство»!, ко—.>рог мы толь­ко что описали» (Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М., 19°4, т. 3, с. 252-253: Государство, 473 d-e).

12 Аристотель, рассуждая о «видах государственного устройства», рас­пределяет их так: «три вида правильные — царская власть, аристокра­тия, полития — и три отклоняющиеся от них — тирания — от царс­кой власти, олигархия — от аристократии, демократия — от политии» (Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1984, т. 4, с. 488: Политика, 1289 а 26-32). У П.А. Сорокина вместо «демократии» —«власть толпы» (mob rule), что не столько вводит в заблуждение, сколько «смягчает» антидемокра­тическую позицию Аристотеля.

«...Только те государственные устройства, —пишет Аристотель, — которые имеют в виду общую пользу, являются, согласно со строгой спра­ведливостью, правильными; имеющие же в виду только благо правя-

Комментарии к с. 604-605

щих — все ошибочны и представляют собой отклонения от правильных: они основаны на началах господства, а государство есть общение свобод­ных людей...

Монархическое правление, имеющее в виду общую пользу, мы обык­новенно называем царской властью; власть немногих, но более чем одно­го — аристократией (или потому, что правят лучшие, или потому, что правят имеется в виду высшее благо государства и тех, кто в него входит); а когда ради общей пользы правит большинство, тогда мы употребляем обозначение, общее для всех видов государственного устройства, — по-лития... [Термин «полития» обыкновенно употребляется для обозначе­ния республиканского строя, преимущественно демократического. По­этому если бы П.А. Сорокин вместо «политии» назвал «демократию», то он был бы совершенно прав, противопоставляя ей «власть толпы».]

Ясно, какой из видов, отклоняющихся от правильных, является наи­худшим и какой ближе всего к нему. Конечно, наихудшим видом будет тот, который оказывается отклонением от первоначального и самого божественного из всех видов государственного строя. Царская власть, если это не пустой звук, если она существует действительно, основывается на высоком превосходстве царствующего. Таким образом, тиранния, как наихудший из видов государственного устройства, отстоит далее всего от самой его сущности; к ней непосредственно примыкает олигархия (арис­тократия далеко не то же, что олигархия); наиболее же умеренный из отклоняющихся видов — демократия» (там же, с. 456,457,489: Полити­ка, 1279 а 18-22,32-39,1289 а 25-31,1289 а 37-1289 Ь 1-5).

13 «Царский период», который выделяется по сложившейся в римской историографии традиции, продолжался в течение 240 лет, приблизитель но до 510 г. дон. э. В этот период Римом правили цари; их было семь: первый —Ромул, последний —Тарквиний Гордый. Царь в Риме (гех) осуществлял верховное командование войском, был законодателем и вер­ховным жрецом.

14 Pontifex maximum — см. выше, прим. 7.

Rex sacrificulus (лат.) — царь жертвоприношений; один из титулов римского царя, который «по совместительству» был вообще и гех sacrorum — царь священнодействий.

15Jusdivinum^flm.)—божеское право; sacrum —святое;£аз —доз­воленное (богами).

16 Sacer esto (лат.) — да будет посвящен божеству. При посвящении высшим богам эта сакральная формула имела значение, близкое к благо­словению, а при посвящении подземным благам — близкое к проклятию.

17 Брак per confarreationem (конфарреация) — самый торжественный и священный из трех видов бракосочетания, к которому в Риме допуска­лись только патриции. Конфаррация совершалась в присутствии велико­го понтифика и десяти свидетелей.

18 Dies nefasi (лат.) — «запретные дни», т. е. неприсутственные дни. Так у древних римлян назывались дни, в которые по религиозным сооб-

Комментарии к с. 605-606 1023

ражениям запрещались государственные и частноправовые акты, судеб­ные приговоры и т. п.

Jus pontificum (лат.) — право понтификов на отправления культа. Коллегия понтификов, помимо общего надзора за религиозным куль­том, составляла религиозные предписания» судебные правила, исправляла календарь, вела запись ежегодных событий (Великие Анналы) и списки

консулов.

Авгуры (лат. augur от avis — птица) — жреческая коллегия в Древнем Риме, занимавшаяся птицегаданием (ауспициями), т. е. «узнаванием воли богов» по крику птиц или их полету, по клеву «священных» кур. Без аус­пиций (лат. auspicium, от avis и aspicere — смотреть) не проводились ни одно важное мероприятие в Риме, и должность авгура, являющаяся по­жизненной, была весьма почетной. Первоначально их число ограничива­лось двумя-тремя, позже дошло до пятнадцати. К началу нашей эры вера римлян в ауспиции значительно ослабела и, по свидетельству Катона, сами авгуры, производя гадания, еле удерживались от смеха.

19 Divus, tamquam praesenti et corporali deo (лат.) — божественный, как если бы присутствующий и воплощенный бог.

20 Пьер Флот и Гийом де Ногаре были ближайшими советниками и помощниками французского короля Филиппа IV в его борьбе с папой. Пьер Флот еще в 1301 г. опробовал приемы борьбы с церковными про­тивниками, которые затем были столь характерны для сменившего его на посту королевского канцлера Гийома де Ногаре (см. ниже, прим. 22). В тот год Пьер Флот обвинил одного французского епископа в грехе си­монии (покупка и продажа церковных должностей; от имени евангельс­кого Симона), богохульства, ереси, блуде и колдовстве. Его имущество было захвачено, а его слуг пытали, чтобы силой получить от них показа­ния против него. Подробнее см.: БарберМ. Процесс тамплиеров. М, 1998;

по указ. имен).

21 Булла (лат. bulla — шарик) — особо важная грамота римского папы, содержащая его обращение, постановление или распорр ^сние, напи-саннаяналатинскомязыкенапергаментеискрепленкаяпе^тъю.В Сред­ние века к папской грамоте подвешивалась круглая свинцорзя, а в наибо­лее торжественных случаях золотая печать, на одной стороне которой было изображение апостолов Петра и Павла, а на другой — имя папы с добавлением слов «servus servorum Dei» («раб рабов Бога»). Буллы назы­ваются, как правило, по своим начальным словам.

Булла «Unam Sanctam» (Единая Святая) была обнародована папой Бонифацием VIII 18 ноября 1302 г. В ней говорилось, что существует единая святая католическая церковь, которая имеет лишь одно тело и одну главу — Христа и его заместителя — Петра и преемников последнего на папском престоле. Во власти папы находятся два меча: «один, подчи­няющийся другому, светский — духовному». «Духовная власть, правда, передана человеку, но она не человеческая, а божеская, и кто не повинует­ся ей, противится воле господней и подлежит принудительному спасе-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: