Концепция культурных архетипов основывается прежде всего на идеях «аналитической психологии» (К. Юнг), «культурно-исторической теории» (Л.С. Выготский), «символического интеракциониз-ма» (Дж. Г. Кули), а также представлениях о культуре как ценностно-символической системе и духовной интенции жизнедеятельности людей.
Центральным моментом «аналитической психологии» является положение о том, что помимо индивидуального подсознательного существует также коллективное бессознательное как отражение опыта предыдущих поколении, воплощенного в архетипах — общечеловеческих первообразах.
Эти архетипы задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности или попадании человека под влиянием непреодолимых жизненных препятствии в ситуацию внутреннего конфликта. В этом плане архетипы могут рассматриваться содержательно как архаические образы и переживания, а функционально — как первичные формы адаптации человека к окружающему миру.
Архетипы, имея архаический характер, проявляются в результате бессознательной деятельности на «поверхности» сознания в форме различного рода глубинных первообразов-символов. Поэтому архетипы, недоступные непосредственному наблюдению, раскрываются лишь косвенно — через проекцию на внешние объекты — и проявляются в универсальной символике.
При решении вопроса о субстанциональной основе всеобщих первообразов-архетипов и о формах их связи с индивидуальной психикой Юнг ссылался на биогенетический закон Э. Геккеля о повторении филогенетических свойств в онтогенезе отдельного индивида. Кроме того, он считал, что в процессе индивидуации личность интегрирует содержание (архетипы) коллективного бессознательного.
Рассматривая вопрос о связи индивидуально-бессознательного и коллективно-бессознательного, надо иметь также в виду не только принципы «повторения» или «адаптации-социализации», но и принцип компенсации. Этнос как большая социальная общность представляет собой сложную систему, у которой в процессе филогенеза появляются свойства, какими не обладают составляющие ее элементы-индивиды. Эти свойства на уровне коллективно-бессознательного уравновешивают или возмещают «шероховатости» и «недостатки» индивидуально-бессознательного.
Согласно культурно-исторической теории главная закономерность онтогенеза психики человека состоит в интериоризации структуры его внешней, социально-символической (то есть совместно с другими и опосредованной знаками) деятельности. В результате чего «натуральная» структура психических функций, опосредованная интериоризиро-ванными знаками, становится «культурной».
В ходе интериоризации структура внешней социально-символической деятельности трансформируется и «сворачивается», с тем чтобы вновь трансформироваться и «развернуться» в процессе экстериоризации.
В качестве универсального орудия, изменяющего психические функции человека, в культурно-исторической теории выступает языковый знак — слово. Тем самым механизм социализации, например у Л.С. Выготского, связывался преимущественно с усвоением знаково-символических (языковых) форм.
Символический интеракционизм изучает социальные взаимодействия в их символическом содержании. Символ — это образ, являющийся представителем других образов, содержаний, отношений; понятие, фиксирующее способность материальных вещей, событий, а также чувственных образов выражать идеальное содержание, отличное от их непосредственного, чувственно-телесного бытия.
Для символического интеракционизма характерно индетерминистское видение социальных взаимодействий, трактуемых как постоянное определение и переопределение участниками интеракции ситуации взаимодействия, как процесс выработки и изменения социальных значений.
В русле концепции культурных архетипов культура интерпретируется, с одной стороны, как область символического, в которой реализуются ее ценности и смыслы. С другой стороны, культура, связанная всегда с прошлым, трактуется как «негенетическая» коллективная память, что подразумевает сохранение предшествующего духовного опыта, непрерывность нравственной и интеллектуальной жизни людей.
Эта память запечатлевает любимые у каждого народа, повторяющиеся из века в век идеи и образы, сквозные мотивы поведения и типы мышления, устойчивые комплексы представлений и переживаний, которые в совокупности составляют общую, внеисторическую топику, построенную на минимальном количестве культурных констант.
Поэтому культура представляет собой, как считает Ю.М. Лотман, с одной стороны, — определенное количество текстов, а с другой — унаследованных символов, пришедших из глубины веков.
Синтез идей «аналитической психологии», «культурно-исторической теории», «символического интеракционизма» и «ценностно-символической» концепции культуры позволяет дать следующее определение культурного архетипа.
Это — архаические культурные первообразы, представления-символы о человеке, его месте в мире и обществе; нормативно-ценностные ориентации, задающие образцы жизнедеятельности людей, «проросшие» через многовековые пласты истории и культурных трансформаций и сохранившие свое значение и смысл в нормативно-ценностном пространстве современной культуры.
Культурный архетип — это глубинные культурные установки «коллективного бессознательного», с величайшим трудом поддающиеся изменению. Характерные черты культурного архетипа — устойчивость и неосознанность. Люди, как правило, не рефлексируют по поводу собственного культурного архетипа, который «работает» на сохранение культурного генотипа того или иного народа.
Культурный архетип дает о себе знать во всех сферах жизнедеятельности человека, но более всего он проявляется в его повседневной жизни. При этом, как отмечал Юнг, «когда представляется ситуация, которая соответствует данному архетипу, архетип активизируется, и развивается принудительность, которая, подобно силе инстинкта, прокладывает себе дорогу, вопреки разуму и воле».
Люди разные, человек меняется, но чтобы представить логику и смысл их поведения, надо изучать их культурный архетип. Именно поэтому культурный архетип иногда рассматривают как «информацию, обладающую социально-управляющей ценностью».
Следует различать понятия культурного архетипа, менталитета и национального характера.
М.А. Барг отмечал, что менталитет — это «совокупность символов, необходимо формирующихся в рамках каждой данной культурно-исторической эпохи и закрепляющихся в сознании людей в процессе общения с себе подобными, то есть повторения».
Если культурные архетипы складываются «in factum» и носят неосознанный и устойчивый характер, то менталитет как осознанная на уровне повседневности система символов и смыслов — «post factum», и поэтому обладает тенденцией к диверсификации.
Менталитет как способ выражения знаний о мире и человеке в нем служит в повседневной жизни онтологическим и функциональным объяснением и содержит в первом случае ответ на вопрос что это?, а во втором, — как. и зачем это?
Атрибутом менталитета выступает идентичность, обусловленная среди его носителей общностью социальных условий, в которых формируется сознание. Идентичность проявляется в способности людей наделять одинаковыми, значениями одни и те же явления объективного и субъективного мира, то есть тождественным образом их сознательно интерпретировать и выражать в одних и тех же символах.
Национальный характер, по определению некоторых исследователей, — это генотип плюс культура. Генотип представляет собой то, что человек получает от природы, через гены, а культура — это то, к чему человек приобщается в процессе социализации. Поэтому национальный характер, кроме неосознанных культурных архетипов, которые человек интериоризирует в процессе социализации, включает в себя наиболее повторяющиеся природные этнопсихологические черты индивидов.