Как можно охарактеризовать культурологический аспект учения М. Вебера?

Труды немецкого социолога, историка, эконо­миста М. Вебера в значительной мере определили направление развития социально-научного знания в XX веке. И его историческая концепция названа «Понимающая социология». Оценивая, она «по­нимает» социальное действие и тем самым стре­мится объяснить его причины. Вебер убежден, что рационализация социального действия — это тен­денция самого исторического процесса. Европейс­кая история последних столетий и вовлечение дру­гих цивилизаций на путь индустриализации сви­детельствует, по мнению Вебера, о том, что раци­онализация есть всемирно-исторический процесс. Рационализируется все — способ ведения хозяй­ства, управление, образ мышления людей и образ жизни в целом. Все это сопровождается возраста­нием социальной роли науки, происходит «расколдовывание мира», то есть освобождение человека от магических суеверий, его автономизация. Ве­бер считает, что в «расколдовывании» состоит смысл современного социокультурного развития.

По Веберу, всякая «культура» представляется выходом человека из органически предначертанно­го ему цикла естественной жизни. Он не согласен с идущим от В. Дильтея противопоставлением наук о природе и наук о духе. Он резко выступает против метода вживания, вчувствования в историческую реальность. По Веберу, если гуманитарная наука претендует на звание науки, то она должна удовлетворять требованию общезначимости. Предпосыл­кой наук о культуре является наличие «ценност­ных идей». Это означает то, что мы, будучи «куль­турными» существами, не можем изучать мир, не оценивая его, не наделяя его смыслом. Какая из ценностей является определяющей, зависит не от произвола ученого, а от того, насколько она предста­ет продуктом духа времени, духа культуры. Задача исследователя — сделать понятным культурное зна­чение определенного исторического факта, дать при­чинное объяснение его исторического возникновения.

Вебера не могли не волновать проблемы совре­менного ему общества. Он констатирует драмати­ческую ситуацию западноевропейского человека, которую можно выразить словами Ницше: «Бог умер». Умер идеал, высший связующий смысл, но осталась потребность смыслообразующих ценнос­тей. Мир распадается на множество индивидуаль­ных «княжеств», каждое из которых стремится стать Богом для человека. Разрушилась гармония Исти­ны, Добра и Красоты, они отделились друг от дру­га. Началась война всех против всех, и невозможно определить, чему отдать предпочтение. Человек ока­зался между небом и землей, то есть между землей «эмпирической реальности» и небом высших идеа­лов. И задача человека, по Веберу, заключается в том, чтобы «связать» небо и землю, придать смысл своему земному существованию с помощью идеа­лов и ценностей. Но решить эту задачу человек должен сам, так как ему неоткуда ждать помощи. Сегодня мы можем наблюдать величайшее бремя людей — бремя свободы, испытание своим собствен­ным произволом. И выйти из этого испытания че­ловек должен достойно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: