В контексте многочисленных определении культурологии обращает на себя внимание возможность прописать проблематику конфликта в качестве органической составляющей предметной области теории культуры. И это не случайно. По фундаментальности явления, по значению и роли в развитии общества, по актуальности проблем и многим другим основаниям конфликт и культура тесно корреспондируют друг с другом, взаимно обогащая и дополняя содержательные особенности каждого. Прямое культурологическое значение имеет целый ряд фундаментальных проблем теории конфликта, первое место среди которых занимает вопрос о природе единства человеческого общества. В самом деле, как и почему так происходит, что расколотое на «своих» и «чужих», богатых и бедных, белых и черных, и прочее, общество все же сохраняет единство и не распадается окончательно на составляющие его элементы? Одни ученые из факта единства выводят явления культуры, характеризуя ее как универсальное свойство общественной жизни, другие — само единство считают проявлением культуры, всеобщей, генеральной воли, которая доминирует над всеми возможными различиями.
Культурологическое значение имеет проблема возможности бесконфликтного развития общества. На всем протяжении истории общественной мысли здесь высказываются суждения, согласно которым, во-первых, «земной рай», «золотой век» бесконфликтности, «вечный мир» безвозвратно утрачены (были в прошлом) или, во-вторых, еще только намечаются и могут быть обретены в отдаленном будущем. Причем вторая позиция обосновывается с помощью различных аргументов. Древние мыслители возлагали надежды на мудрое правление и идеальное государственное устройство, Т. Гоббс и Ж. -Ж. Руссо видели в «общественном договоре» способ положить конец войнам и конфликтам, А. Эйнзидель и Р. Оуэн полагали, что рост научных знаний, как физических, так и социальных, приведет к осознанию людьми неразумности вражды и конфронтации, И. Кант считал, что дух торговли, овладевающий народами, сделает невозможным конфликты, К. Маркс надеялся, что удовлетворение потребностей на базе изобилия и управления вещами вместо управления людьми при коммунизме исключит причины социальной конфликтности. Вопрос и сегодня остается открытым, тесно смыкаясь с познанием тайн природы человека и общества, культуры прошлого, настоящего и будущего.
Взаимосвязь культурологии и конфликтологии определенно просматривается и в близости методологических оснований. Как самостоятельные научные направления они формировались на общих принципах перехода с «гуманитарных» на «естественнонаучные» позиции. Принципиальные отличия этих позиции хорошо обозначены Л.Н. Гумилевым, который отмечал, что в средние века в христианском мире единственным абсолютно авторитетных источником научной информации были две книги: Библия я сочинения Аристотеля. Наука сводилась к комментированию цитат, а истина к их наличию. В Новое время крупные натуралисты противопоставили гуманитарным способам получения информации из текстов естество-испытание, основанное на наблюдении явлений и эксперименте. Переход на естественнонаучные методологические позиции дал новый толчок в развитии гуманитарного знания, заложил основу становления культурологии и конфлкктологии как самостоятельных научных направлений. Отсюда берет начало не только их современное единство, но и различие.
Конфликтология в качестве самостоятельного научного направления, имея в теоретической основе идеи позитивной социологии, постепенно формировалась в полемике с функционализмом и появилась в виде самостоятельного интеллектуального образования в специальной литературе 50-х годов нынешнего столетия. В начальный период конфликтология, отстаивая свое право на существование, апеллировала к недостаточности функционализма, который рассматривал конфликт в качестве аномалии, болезни общества. Конфликтологи утверждали, что конфликт столь же нормален, обычен, естественен, сколь и соглашение, мир и единство. Более того, подозрение относительно здоровья общества должны возникать не тогда, когда в нем имеют место конфликты, а в том случае, если они по каким-то причинам не наблюдаются.
Наибольшую известность в западной конфликтологии получили концепции «позитивно-функционального конфликта» Л. Козера, «конфликтной модели общества» Р. Дарендорфа и «общей теории конфликта» К. Боулдинга. Объединяющей их особенностью является признание социального конфликта нормой общественного развития, придание ему значительных функций позитивного характера. Кроме того, в современной западной конфликтологии достаточно отчетливо проявилось полемологическое направление исследования конфликтов, где преимущественное внимание уделено собственной природе этого явления, — направление, получившее широкое распространение в США и ряде других стран, где внимание преимущественно обращено к проблемам достижения мира и согласия путем переговоров. Теория конфликта и в нашей стране сегодня получает все большее распространение и развитие. Постепенно осознается и глубокая, разносторонняя связь культурологии и конфликтологии.
Формы проявления социальной конфликтности в обществе зависят от особенностей конкретной материальной и духовной культуры, исторических и политических традиций, существующих норм организации общественной и политической жизни. Предлагаемые наукой о конфликтах методы, приемы и способы предупреждения и регулирования социальных конфликтов дают соответствующий эффект лишь в том случае, когда они учитывают самобытные особенности той общественной среды, в которой происходят.






