В контексте многочисленных определении культурологии обращает на себя внимание возможность прописать проблематику конфликта в качестве органической составляющей предметной области теории культуры. И это не случайно. По фундаментальности явления, по значению и роли в развитии общества, по актуальности проблем и многим другим основаниям конфликт и культура тесно корреспондируют друг с другом, взаимно обогащая и дополняя содержательные особенности каждого. Прямое культурологическое значение имеет целый ряд фундаментальных проблем теории конфликта, первое место среди которых занимает вопрос о природе единства человеческого общества. В самом деле, как и почему так происходит, что расколотое на «своих» и «чужих», богатых и бедных, белых и черных, и прочее, общество все же сохраняет единство и не распадается окончательно на составляющие его элементы? Одни ученые из факта единства выводят явления культуры, характеризуя ее как универсальное свойство общественной жизни, другие — само единство считают проявлением культуры, всеобщей, генеральной воли, которая доминирует над всеми возможными различиями.
|
|
Культурологическое значение имеет проблема возможности бесконфликтного развития общества. На всем протяжении истории общественной мысли здесь высказываются суждения, согласно которым, во-первых, «земной рай», «золотой век» бесконфликтности, «вечный мир» безвозвратно утрачены (были в прошлом) или, во-вторых, еще только намечаются и могут быть обретены в отдаленном будущем. Причем вторая позиция обосновывается с помощью различных аргументов. Древние мыслители возлагали надежды на мудрое правление и идеальное государственное устройство, Т. Гоббс и Ж. -Ж. Руссо видели в «общественном договоре» способ положить конец войнам и конфликтам, А. Эйнзидель и Р. Оуэн полагали, что рост научных знаний, как физических, так и социальных, приведет к осознанию людьми неразумности вражды и конфронтации, И. Кант считал, что дух торговли, овладевающий народами, сделает невозможным конфликты, К. Маркс надеялся, что удовлетворение потребностей на базе изобилия и управления вещами вместо управления людьми при коммунизме исключит причины социальной конфликтности. Вопрос и сегодня остается открытым, тесно смыкаясь с познанием тайн природы человека и общества, культуры прошлого, настоящего и будущего.
Взаимосвязь культурологии и конфликтологии определенно просматривается и в близости методологических оснований. Как самостоятельные научные направления они формировались на общих принципах перехода с «гуманитарных» на «естественнонаучные» позиции. Принципиальные отличия этих позиции хорошо обозначены Л.Н. Гумилевым, который отмечал, что в средние века в христианском мире единственным абсолютно авторитетных источником научной информации были две книги: Библия я сочинения Аристотеля. Наука сводилась к комментированию цитат, а истина к их наличию. В Новое время крупные натуралисты противопоставили гуманитарным способам получения информации из текстов естество-испытание, основанное на наблюдении явлений и эксперименте. Переход на естественнонаучные методологические позиции дал новый толчок в развитии гуманитарного знания, заложил основу становления культурологии и конфлкктологии как самостоятельных научных направлений. Отсюда берет начало не только их современное единство, но и различие.
|
|
Конфликтология в качестве самостоятельного научного направления, имея в теоретической основе идеи позитивной социологии, постепенно формировалась в полемике с функционализмом и появилась в виде самостоятельного интеллектуального образования в специальной литературе 50-х годов нынешнего столетия. В начальный период конфликтология, отстаивая свое право на существование, апеллировала к недостаточности функционализма, который рассматривал конфликт в качестве аномалии, болезни общества. Конфликтологи утверждали, что конфликт столь же нормален, обычен, естественен, сколь и соглашение, мир и единство. Более того, подозрение относительно здоровья общества должны возникать не тогда, когда в нем имеют место конфликты, а в том случае, если они по каким-то причинам не наблюдаются.
Наибольшую известность в западной конфликтологии получили концепции «позитивно-функционального конфликта» Л. Козера, «конфликтной модели общества» Р. Дарендорфа и «общей теории конфликта» К. Боулдинга. Объединяющей их особенностью является признание социального конфликта нормой общественного развития, придание ему значительных функций позитивного характера. Кроме того, в современной западной конфликтологии достаточно отчетливо проявилось полемологическое направление исследования конфликтов, где преимущественное внимание уделено собственной природе этого явления, — направление, получившее широкое распространение в США и ряде других стран, где внимание преимущественно обращено к проблемам достижения мира и согласия путем переговоров. Теория конфликта и в нашей стране сегодня получает все большее распространение и развитие. Постепенно осознается и глубокая, разносторонняя связь культурологии и конфликтологии.
Формы проявления социальной конфликтности в обществе зависят от особенностей конкретной материальной и духовной культуры, исторических и политических традиций, существующих норм организации общественной и политической жизни. Предлагаемые наукой о конфликтах методы, приемы и способы предупреждения и регулирования социальных конфликтов дают соответствующий эффект лишь в том случае, когда они учитывают самобытные особенности той общественной среды, в которой происходят.