Что такое художественный конфликт?

Такое название иногда употребляется в целях обозначения особого раздела конфликтологии, за­нимающегося исследованием проблематики кон­фликта в искусствоведении. Мировая литература, искусство строятся на сюжетах, в основе которых лежит борьба страстей, противоречие интересов, конфликт в самом широком смысле этого слова. Пожалуй, по вниманию, которое уделяется конф­ликту в искусстве, с ним сравнимы лишь темы Бога, любви и внутреннего душевного пережива­ния. Однако и эти темы невозможно раскрыть без анализа столкновения добра и зла, красоты и бе­зобразия, великодушия и низости. Поэтому не слу­чайно категория конфликта является одной из цен­тральных в искусствоведении.

Разработка художественного конфликта в оте­чественном искусствоведении началась в 30-е годы, когда в статьях М. Горького стало фигурировать понятие конфликта наряду с такими традиционны­ми понятиями, как «драматический» и «драма». Первая теоретическая работа по проблеме конф­ликта в искусствоведении была опубликована в журнале «Театр» и называлась «Гегель о драма­тическом конфликте». В последующем публикации и исследования художественного конфликта осуще­ствлялись в зависимости от идеологических потреб­ностей политического курса. Заметный всплеск интереса к проблематике конфликта наблюдался в 50-е годы, когда в советском искусстве был объяв­лен бой «теории бесконфликтности» как реакция на слова Г.М. Маленкова в отчетном докладе ЦК XIX съезду партии о том, что «наша советская ли­тература и искусство должны смело показывать жизненные противоречия и конфликты, уметь пользоваться оружием критики, как одним из дей­ственных средств воспитания». За период с 1952 по 1960 годы было опубликовано около 40 работ на эту тему. В дальнейшем влияние идеологической конъюнктуры на исследование проблематики ху­дожественного конфликта сохранялось с большей или меньшей степенью очевидности.

Исследование художественного конфликта в искусствоведении осуществляется с учетом специ­фики его проявления в зависимости от особеннос­тей жанра. Конфликт изучается в различных ви­дах художественного творчества: литературе, те­атре, кино, музыке, изобразительном искусстве. Каждое из направлений обогащает понимание природы художественного конфликта и позволяет говорить об общей особенности изучаемого фено­мена. Искусствоведение представляет художе­ственный конфликт «вторично», как снятую фор­му его первоначального, часто скрытого бытия в конкретном художественном произведении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: