Такое название иногда употребляется в целях обозначения особого раздела конфликтологии, занимающегося исследованием проблематики конфликта в искусствоведении. Мировая литература, искусство строятся на сюжетах, в основе которых лежит борьба страстей, противоречие интересов, конфликт в самом широком смысле этого слова. Пожалуй, по вниманию, которое уделяется конфликту в искусстве, с ним сравнимы лишь темы Бога, любви и внутреннего душевного переживания. Однако и эти темы невозможно раскрыть без анализа столкновения добра и зла, красоты и безобразия, великодушия и низости. Поэтому не случайно категория конфликта является одной из центральных в искусствоведении.
Разработка художественного конфликта в отечественном искусствоведении началась в 30-е годы, когда в статьях М. Горького стало фигурировать понятие конфликта наряду с такими традиционными понятиями, как «драматический» и «драма». Первая теоретическая работа по проблеме конфликта в искусствоведении была опубликована в журнале «Театр» и называлась «Гегель о драматическом конфликте». В последующем публикации и исследования художественного конфликта осуществлялись в зависимости от идеологических потребностей политического курса. Заметный всплеск интереса к проблематике конфликта наблюдался в 50-е годы, когда в советском искусстве был объявлен бой «теории бесконфликтности» как реакция на слова Г.М. Маленкова в отчетном докладе ЦК XIX съезду партии о том, что «наша советская литература и искусство должны смело показывать жизненные противоречия и конфликты, уметь пользоваться оружием критики, как одним из действенных средств воспитания». За период с 1952 по 1960 годы было опубликовано около 40 работ на эту тему. В дальнейшем влияние идеологической конъюнктуры на исследование проблематики художественного конфликта сохранялось с большей или меньшей степенью очевидности.
|
|
Исследование художественного конфликта в искусствоведении осуществляется с учетом специфики его проявления в зависимости от особенностей жанра. Конфликт изучается в различных видах художественного творчества: литературе, театре, кино, музыке, изобразительном искусстве. Каждое из направлений обогащает понимание природы художественного конфликта и позволяет говорить об общей особенности изучаемого феномена. Искусствоведение представляет художественный конфликт «вторично», как снятую форму его первоначального, часто скрытого бытия в конкретном художественном произведении.