Своеобразие западноевропейского литературного процесса XIX века. Философско-эстетическая основа романтизма. Художественный мир романтиков. Понятие «романтический герой»

Понятие о романтизме как о художественном методе

Романтизм становится первой реакцией на исторические изменения и

примером принципиально нового, «современного» искусства.

Основы романтического мировоззрения и эстетики:

1. Это явление нового времени, принципиально отличное от

классического периода XVIII века. От своего времени романтики восприняли

прежде всего главную идею эпохи – идею СВОБОДЫ личности.

2. Принципы свободы и новизны реализуются в их творчестве.

Романтики прокладывали новые пути в искусстве, стремились создать

современное, новаторское искусство. Они полемизировали с классицистами,

прежде всего – с рационализмом его эстетики. В центре их картины мира –

индивидуальный человек, Личность уникальная, которая не подчиняется

Системе, а противостоит ей. Романтики искали новые формы,

художественные средства, создавая синтетическое искусство. Они ввели

понятие «универсальной поэзии», отражающей всю полноту мира и человека.

3. Сознание и собственно эстетика романтизма строится на

противоположностях, на антитезах. Главная антитеза – это

противопоставление ИДЕАЛА (основное понятие романтизма) и

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, Духа и реальности.

Для романтиков было важно не точно воспроизводить жизнь, а

создать свой, индивидуальный, особый образ мира. Таким образом,

романтическое искусство предельно субъективно. Основа мировоззрения

романтиков – эмоциональное, и потому противоречивое восприятие мира.

4. Дух по романтикам раскрывается в природе, чувствах (прежде всего

любви) и в искусстве (это сфера фантазии, воображения). Именно через эти

пути познаётся и раскрывается человек.

5. Высшая сфера – это ИСКУССТВО. Творчество – это способ для

личности познать и выразить себя. Искусство ценно само по себе, оно

руководствуется только духовными потребностями и фантазией, обращается

к исключительному. Поэтому романтики отрицательно относились к своду

правил в искусстве, считали, что правила противопоказаны творческой

личности, они сковывают свободу художника.

6. В центре романтического искусства стоит творческая личность,

Художник, уникальный индивидуум, который отличается от обычных людей

и находится в конфликте со всем миром. Художник – существо особое,

высшая личность, стоящая над остальными людьми. Поэтому типичный

герой романтиков – это человек с особо сильными чувствами, это герой-

бунтарь, одиночка с гордым и непримиримым нравом. Такой герой обладает

уникальной интуицией, ощущает своё родство с природой, но не может (или

не хочет) найти общего языка с людьми. Он презирает людей, они платят

ему тем же. 5

7. Так как романтизм задачей и целью искусства провозглашает

Личность, то в своих произведениях романтики особое внимание уделяют

внутреннему миру человека, страстям, настроениям. Таким образом, это

лирическое искусство, предельно субъективное.

8. Основной вид романтического творчества – ПОЭЗИЯ. Даже

прозаические произведения (романы, новеллы) насквозь лиричны, близки

по духу (часто и по форме) поэтическим творениям.

9. В романтических произведениях особо организованы

пространство и время – они безграничны, распахнуты, необозримы. Их

география очень широка, действие может происходить на небе и на земле,

в водах бурных морей и в подземных пещерах, в неизвестных странах и в

обычных городах, в конкретный момент истории и в вечности.

10. Романтики активно использовали и интерпретировали

мифологические и сказочно-фольклорные сюжеты, библейские мотивы,

исторический и научный материал. Интересы романтиков были

необозримо широки, они были талантливыми в самых разных областях

людьми, многие имели универсальный талант.

11. Важнейшие темы, мотивы и проблемы романтизма: проблема

одиночества, мотив странничества, тема искусства и художника, тема

детства, культ интуиции, культ природы, культ страсти, тема преступления

и наказания, мотив безумия, культ фантазии и воображения и др.

12. Романтизм впервые обратился к проблеме историзма в

искусстве. Романтики первыми обосновали принцип стадиального

развития искусства в связи с изменением исторических условий. Они

сделали вывод о том, что законы и эстетические принципы искусства не

могут оставаться полностью неизменными, они развиваются и меняются в

зависимости от развития и изменения запросов общества.

Романтики первыми создали системные труды по истории национальных

языков и литератур, по истории искусств.

13. В эпоху романтизма огромное значение для литературы и других

видов искусств (особенно – в музыке) приобретает фольклор. Народное

творчество является одним из основных источников романтической

литературы. Романтики и собирали, и изучали, и творчески

переосмысливали фольклорный материал.

14. В эпоху романтизма устанавливаются и расширяются

межнациональные и межлитературные связи.

Теоретиками романтизма в разных странах были:

В Германии – Новалис, Фридрих Шлегель, Тик, Гейне.

В Англии – Шелли, Вордсворт, В. Скотт. 6

Во Франции – В. Гюго, Жермена де Сталь, Шатобриан, Стендаль.

Особые формы и жанры:

Лирические (разные), романтическая и лиро-эпическая поэмы,

романтическая драма (часто – историческая), повести и новеллы. Роман

занимает не главное место, но все романы романтизма необычны,

новаторские по форме и по сути.

Ранее других романтизм сложился и развивался в германских

странах (в Германии и в Англии) – в последнее десятилетие XVIII века.

Позднее и труднее он формировался во Франции. В американской

литературе (США) под знаком романтизма прошёл почти весь XIX век

(от 1820-х до 1870-х гг.).

Общие рамки романтизма в Европе: от 1790-х до 1830-х гг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: