Понятие о романтизме как о художественном методе
Романтизм становится первой реакцией на исторические изменения и
примером принципиально нового, «современного» искусства.
Основы романтического мировоззрения и эстетики:
1. Это явление нового времени, принципиально отличное от
классического периода XVIII века. От своего времени романтики восприняли
прежде всего главную идею эпохи – идею СВОБОДЫ личности.
2. Принципы свободы и новизны реализуются в их творчестве.
Романтики прокладывали новые пути в искусстве, стремились создать
современное, новаторское искусство. Они полемизировали с классицистами,
прежде всего – с рационализмом его эстетики. В центре их картины мира –
индивидуальный человек, Личность уникальная, которая не подчиняется
Системе, а противостоит ей. Романтики искали новые формы,
художественные средства, создавая синтетическое искусство. Они ввели
понятие «универсальной поэзии», отражающей всю полноту мира и человека.
3. Сознание и собственно эстетика романтизма строится на
|
|
противоположностях, на антитезах. Главная антитеза – это
противопоставление ИДЕАЛА (основное понятие романтизма) и
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, Духа и реальности.
Для романтиков было важно не точно воспроизводить жизнь, а
создать свой, индивидуальный, особый образ мира. Таким образом,
романтическое искусство предельно субъективно. Основа мировоззрения
романтиков – эмоциональное, и потому противоречивое восприятие мира.
4. Дух по романтикам раскрывается в природе, чувствах (прежде всего
любви) и в искусстве (это сфера фантазии, воображения). Именно через эти
пути познаётся и раскрывается человек.
5. Высшая сфера – это ИСКУССТВО. Творчество – это способ для
личности познать и выразить себя. Искусство ценно само по себе, оно
руководствуется только духовными потребностями и фантазией, обращается
к исключительному. Поэтому романтики отрицательно относились к своду
правил в искусстве, считали, что правила противопоказаны творческой
личности, они сковывают свободу художника.
6. В центре романтического искусства стоит творческая личность,
Художник, уникальный индивидуум, который отличается от обычных людей
и находится в конфликте со всем миром. Художник – существо особое,
высшая личность, стоящая над остальными людьми. Поэтому типичный
герой романтиков – это человек с особо сильными чувствами, это герой-
бунтарь, одиночка с гордым и непримиримым нравом. Такой герой обладает
уникальной интуицией, ощущает своё родство с природой, но не может (или
не хочет) найти общего языка с людьми. Он презирает людей, они платят
|
|
ему тем же. 5
7. Так как романтизм задачей и целью искусства провозглашает
Личность, то в своих произведениях романтики особое внимание уделяют
внутреннему миру человека, страстям, настроениям. Таким образом, это
лирическое искусство, предельно субъективное.
8. Основной вид романтического творчества – ПОЭЗИЯ. Даже
прозаические произведения (романы, новеллы) насквозь лиричны, близки
по духу (часто и по форме) поэтическим творениям.
9. В романтических произведениях особо организованы
пространство и время – они безграничны, распахнуты, необозримы. Их
география очень широка, действие может происходить на небе и на земле,
в водах бурных морей и в подземных пещерах, в неизвестных странах и в
обычных городах, в конкретный момент истории и в вечности.
10. Романтики активно использовали и интерпретировали
мифологические и сказочно-фольклорные сюжеты, библейские мотивы,
исторический и научный материал. Интересы романтиков были
необозримо широки, они были талантливыми в самых разных областях
людьми, многие имели универсальный талант.
11. Важнейшие темы, мотивы и проблемы романтизма: проблема
одиночества, мотив странничества, тема искусства и художника, тема
детства, культ интуиции, культ природы, культ страсти, тема преступления
и наказания, мотив безумия, культ фантазии и воображения и др.
12. Романтизм впервые обратился к проблеме историзма в
искусстве. Романтики первыми обосновали принцип стадиального
развития искусства в связи с изменением исторических условий. Они
сделали вывод о том, что законы и эстетические принципы искусства не
могут оставаться полностью неизменными, они развиваются и меняются в
зависимости от развития и изменения запросов общества.
Романтики первыми создали системные труды по истории национальных
языков и литератур, по истории искусств.
13. В эпоху романтизма огромное значение для литературы и других
видов искусств (особенно – в музыке) приобретает фольклор. Народное
творчество является одним из основных источников романтической
литературы. Романтики и собирали, и изучали, и творчески
переосмысливали фольклорный материал.
14. В эпоху романтизма устанавливаются и расширяются
межнациональные и межлитературные связи.
Теоретиками романтизма в разных странах были:
В Германии – Новалис, Фридрих Шлегель, Тик, Гейне.
В Англии – Шелли, Вордсворт, В. Скотт. 6
Во Франции – В. Гюго, Жермена де Сталь, Шатобриан, Стендаль.
Особые формы и жанры:
Лирические (разные), романтическая и лиро-эпическая поэмы,
романтическая драма (часто – историческая), повести и новеллы. Роман
занимает не главное место, но все романы романтизма необычны,
новаторские по форме и по сути.
Ранее других романтизм сложился и развивался в германских
странах (в Германии и в Англии) – в последнее десятилетие XVIII века.
Позднее и труднее он формировался во Франции. В американской
литературе (США) под знаком романтизма прошёл почти весь XIX век
(от 1820-х до 1870-х гг.).
Общие рамки романтизма в Европе: от 1790-х до 1830-х гг.